Тактика проведения сложного горного похода

Дата публикации: 27-04-2014, 20:12
Категория: Туризм
Очевидно, что любой поход, даже самый простой, должен иметь запланированные заранее нитку маршрута, график движения и т.д., а при движении должны соблюдаться определенные требования ко времени и способу прохождения препятствий, действиях в (не)предвиденных ситуациях.

Все это относится к понятию тактики подготовки и проведения похода. Ясное понимание о тактике и стратегии сложного горного похода необходимо для обеспечения безопасности маршрута.

Тактика горного похода

Сложные горные походы сложны не только технически, но и (м.б. даже главным образом) тактически. Дело в том, что "поставить технику" - отработать те или иные технические приемы передвижения по различным формам рельефа, в принципе, можно и на этапе предпоходной подготовки - в Москве. Обычно так и делают.

Тактические же навыки - т.е. умение правильно и вовремя применить (или не применить) отработанный прием - возможно приобрести только на маршруте, путем многолетнего опыта хождения в горах, наблюдая и анализируя многочисленные ситуации, или хотя бы воспринимая чужой опыт: Поэтому в последнее время часто существует разрыв между технической подготовкой группой и тактическим мастерством руководителя. Что может привести к не очень приятным последствиям. Для повышения тактического опыта, в частности, и необходимы подобные лекции.

Хотя, как уже говорилось, наилучшим является личный непосредственный опыт, для предварительного обучения и понимания возможно и теоретическое обучение. Опыт многих поколений туристов собирался и синтезировался позволив выработать некие основные тактические правила подготовки и проведения похода. Учет всех этих требований к разработке маршрута сложного горного похода - залог его успешного безопасного о прохождения. Об этом и будет эта лекция.

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ТАКТИКЕ

Понятие тактики пришло к нам из военной науки. При проведении любой военной кампании (более обще- любого мероприятия) существуют трио основных плана организации: стратегический, на котором определяются основные цели и задачи, а также методы их осуществления; тактический, который определяет весь комплекс необходимых средств и способов достижения стратегических целей; и оперативный, на котором осуществляется реализация конкретных тактических схем применительно к имеющимся условиям (пример). В туризме все эти понятия, как правило, объединены общим понятием тактики.

Итак, тактика похода - это весь комплекс задач, решений, методов и средств их достижения, направленных на успешное и безопасное прохождение маршрута. Для более четкого понимания выделяют также тактические категории, например: график движения, люди, снаряжение, препятствия, страховка, время, и т.д. Рассмотрение отдельных, наиболее важных, из этих категорий будет приведено ниже. Каждая из них в отдельности требует осуществления определенных мер, все вместе они образуют тактику горного похода.

Следует указать, что они не только дополняют и помогают друг другу, но и иногда могут вступать в серьезные противоречия. Например, время прохождения технически сложных участков является не менее важным фактором обеспечения безопасности в целом, чем например, надежность страховки. Поэтому при оперативной реализации конкретной тактической схемы это следует учитывать, и иногда приходится жертвовать надежностью страховки для выигрыша во времени (крутой лавиноопасный склон). Также желание взять больше продуктов и снаряжения (для надежности, т.е. безопасности), всегда вступает в противоречие с уменьшение весовых норм (опять же для скорости, меньшей уставаемости и удобства прохождения технически сложных участков, т.е. опять-таки для увеличения безопасности). Такое положение дел вполне естественно, его не следует бояться а надо знать и учитывать. Нахождение правильного баланса между требованиями различных тактических категорий для оптимального обеспечения успешности и безопасности прохождения маршрута и является подлинным тактическим мастерством руководителя.

Выбор конкретной тактики похода существенно зависит от его цели, района, времени года, подготовленности и материальной обеспеченности группы, характера препятствий. Примеры. Следует напомнить, что хорошо сработавшие однажды схемы могут оказаться совершенно непригодными в других условия, поэтому слепое копирование чужого (да и своего) опыта, без учета конкретных особенностей данного похода не только нецелесообразно, но и просто опасно (пример: летняя тактика прохождения простых перевалов в межсезонье). Тем не менее полезно знать и перенимать отдельные приемы с учетом специфики их использования, также помнить, что для одинаковых внешних условий существует только одинаковая (не то чтобы совсем одна, но всегда подобная) успешная тактика прохождения маршрута.

ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ СЛОЖНЫХ ГОРНЫХ ПОХОДОВ.

Наличие "изюминки". В отличие от более простых походов I-IV категорий, основная цель которых может быть обучение, повышение спортивного мастерства или просто получения справки за соответствующую категорию (поэтому где и как проложен маршрут не очень важно), для сложных походов V-VI к.с. необходимо иметь какую-то очевидную яркую цель в самом маршруте, способную воодушевить и сплотить группу. Это может быть первопрохождение, исследование никем не пройденных перевалов, восхождение на какую-то красивую обзорную вершину(ы), посещение труднодоступного красивого района, или хотя бы просто какое-то интересное новое для группы препятствие (например, сложный скальный перевал или многоступенчатый ледопад). Строить "пятерочный" и выше поход просто подбирая в нитку маршрута подходящие перевалы совершено нецелесообразно - его прохождение не доставит большой радости. Определив эту "изюминку" как некую ось, вокруг нее уже надо "накручивать" весь остальной поход подбираю подходящий маршрут, сроки и способы прохождения.

Невозможность объективного учета всех факторов. При разработке таких маршрутов часто бывает что материалов просто нет, или их мало, или они достаточно устарели (пример: пер. Шокальского), поэтому приходится иметь с дело с малым количеством информации достоверность которой тоже с трудом поддается оценке. Это заставляет помимо тщательного учета всех известных моментов включать в рассмотрение также совокупный неизвестный фактор и оперировать в терминах неполно определенных систем. Самое сложное здесь грамотно оценить этот совокупный неизвестный фактор. Основное правило здесь такое: выкидываются самый лучший и самый худший варианты - наихудший из оставшихся и будет наиболее вероятным на который можно закладываться. Однако готовым надо быть всегда к самому худшему.

Большая автономность. Сложные походы высоких категорий проходят как правило в малообжитых районах и даже на Кавказе маршрут строится таким образом, что возможность быстрого выхода в цивилизацию ограничена (пример: Караугомское, Ушбинское плато на Кавказе, Памир, Тянь-Шань), поэтому группа большую часть маршрута существует в автономных условиях и должна надеяться только на себя. Помощи ждать не от кого и неоткуда - даже если дождешься, то скоре всего будет уже поздно - поэтому при разработке маршрута следует закладывать усиленный запас прочности по времени, снаряжению и питанию.

(За)предельная сложность маршрутов. Походы высших категорий часто проходят на грани физических и психических возможностей обычного человека, которую можно легко переступить, поэтому уже при разработке маршрута следует помнить про это и стараться объективно оценивать пиковую величину и общий запас сил группы. Нельзя их превышать и надо давать достаточное время на восстановление. Дополнительных резервов здесь взять неоткуда (см. выше), а ситуация может изменяться, как правило, только в худшую сторону (погода, порча и потеря снаряжения, болезни, травмы и т.д.).

Три изложенных выше пункта объективно приводят к необходимости проработки большого числа аварийных и запасных вариантов для сложных походов. Всегда важно знать все возможные способы движения к людям из любой точки маршрута, их характеристики, а также иметь набор запасных вариантов нормального движения в случае возникновения разных (не)предвиденных обстоятельств. По-хорошему, следует знать и готовить целый район путешествия. Конечно перевалы и долины на нитке маршрута нужно знать лучше, чем к ним прилегающие, а те, в свою очередь, лучше, чем отдаленные, но ясное общее представление о районе и материалы по всем перевалам необходимо иметь.

РАЗРАБОТКА МАРШРУТА СЛОЖНОГО ГОРНОГО ПОХОДА

1. Возможные схемы построения маршрутов: линейная, кольцевая, радиальная и смешанная. Их особенности, достоинства и недостатки. Линейная охватывает большой район, но требует большого стартового веса. Кольцевая легче и компактнее, радиальные позволяют посмотреть, разведать интересные препятствия в стороне от основной нитки маршрута налегке. В сложных походах необходимо использовать смешанных схем. На первом акклиматизационном (забросочном) этапе это кольцо (возможно также второе кольцо в середине). Затем линейная часть основного маршрута, на котором применяются также радиальные выходы и восхождения. Требования МКК о включении не более 30% протяженности маршрута в кольцевые и радиальные части на мой взгляд устарели (особенно для Кавказа). Тенденции развития - перевальный альпинизм: т.е. подходы - лагерь - короткие сложные кольца и восхождения налегке - переход в другое место и т.д. Километраж и схема маршрута вообще не должен влиять на сложность похода. Выбор схемы маршрута должен определяться только целью похода (см. про "изюминку"), особенностями района (подъезды, расположение интересуемых препятствий и объектов) и максимальным удобством и безопасностью его проведения.

2. Распределение нагрузки. После построения принципиальной схемы маршрута следует выделить и рассмотреть его различные участки: подходы и выходы, долины, ледники, перевалы, ключевые участки. Все они требуют разного подхода при дальнейшем учете и анализе времени прохождения. Следует также выяснить необходимость и возможность проведения забросок в разные точки маршрута и включить их в план график похода (как отдельный элемент, чаще, совмещая с акклиматизационным кольцом, либо используя радиальный выход в середине маршрута). Необходимо соблюдать плавное включение нагрузки на маршруте и равномерное ее распределение в дальнейшем. Сложные участки нельзя включать в первую неделю и оставлять на самый конец. Основная их доля должна приходиться на среднюю треть похода. Дело в том, что кривая физической формы человека при попадании в горы (нарисовать) сначала несколько падает (первые 3-4 дня, акклиматизация), затем начинает расти набирая "проектную" норму к 5-7 дню, и затем идет довольно ровное длинное плато до 20-21 дня, после чего силы опять начинают падать (накопление усталости). Исходя из этого основные препятствия должны быть с 7 по 21 день - реальные 2 недели активной и продуктивной работы. Напряженно работать больше 3 дней подряд также тяжело, после каждого сложного препятствия следует делать 1-2 дня более простого движения - итого получается 3-4 сложных препятствия за поход - это реально, что можно сделать. Высотная акклиматизация идет несколько медленнее (см. ниже), основная высотная форма набирается только через 2 недели, поэтому высотные восхождения наиболее благоприятно совершать с 14 по 21 день маршрута. Первую неделю следует потратить на акклиматизацию, возвращение утраченных навыков передвижения по горному рельефу и м.б. на проведение забросок. Сюда можно включить 2-3 препятствия легкой и средней степени сложности. Сложный горный поход длиннее 4 недель нецелесообразен (даже 24-25 дней вполне достаточно). В последнюю неделю можно проводить выход из района, дохаживание километража и также включить 1-2 препятствия средней сложности.

3. Высотный профиль маршрута. Помимо общей технической нагрузки в походе важное значение имеет характер и продолжительность пребывания группы на высоте. Известно, что организму человека противопоказан резкий набор высоты - из-за недостатка содержания кислорода в воздухе развиваются различные патологические отклонения, называемые горная болезнь. Кроме того, даже подготовленному человеку противопоказано длительное непрерывное пребывание на больших высотах - это резко снижает работоспособность, повышает утомляемость, а в пределе может привести к клинической картине. Поэтому высотная акклиматизация в частности и весь высотный профиль маршрута в целом должны носить ступенчатый (циклический) характер - иметь вид так называемой "высотной пилы" (нарисовать). А именно вначале должен быть не слишком большой набор высоты, затем ее сброс, потом опять набор чуть больше, а сброс чуть меньше и т.д., т.е. "зубья пилы" узкие и достаточно короткие. Реально это означает, что в начале маршрута закладываются невысокие простые перевалы, для которых возможно прохождение в один день с ночевкой в низу, либо радиальные выходы и восхождения налегке, затем невысокие перевалы посложнее с ночевкой наверху (либо короткие высотно-технические кольца), и лишь после этого более высокие и сложные препятствия. По мере акклиматизации зубья становятся все выше (достигаются большие высоты) и шире (группа дольше находится на большой высоте). Наилучшая высотная форма для максимальных у нас высот (6500-7000м на Тянь-Шане и Памире, 5000-5500 на Кавказе) достигается где-то к концу второй недели правильно построенной высотной акклиматизации, после чего, в принципе, возможно достаточно безболезненное нахождение на подкритических высотах в течении 10-12 дней, однако в целях лучшего сохранения формы все равно не стоит находиться выше снеговой линии (где нет полноценного отдыха от высоты) так долго, после каждых 3-5 дней лучше спускаться до "зеленки". Следует подчеркнуть, что набор организмом высотного опыта также происходит постепенно: после высот 3500-4000м не стоит прибавлять максимально достижимую высоту больше 1000-1200м за сезон, т.е. имея опыт восхождения на перевалы и вершины не больше 3500м (скажем, на Западном Кавказе) нельзя идти на следующий год в азиатский поход с высотами 5000-5500м. Прошлый высотный опыт участников обязательно следует учитывать при подготовке маршрута (или подборе участников).

4. Также следует помнить о максимальных и средних весовых и ходовых нормах на маршруте. Что касается ходовых, то для горного похода это достаточно просто - при прохождении сложных участков скорость движения невелика - в день проходится реально всего несколько километров, а основной необходимый километрах выбирается при подходе, выходе и забросках, где для движения по тропе можно полагать нормальным прохождение 15 км в день в начале и 20 в конце маршрута при подъеме и 25-30 км при спуске. Что касается весовых норм то здесь дело обстоит сложнее. С одной стороны стартовый вес рюкзаков на технической части маршрута не должен превышать 30 кг для мужчин (лучше 25) и 20-22 для женщин, с другой стороны объективная необходимость таскания большого количества снаряжения (и теплых вещей в случае походов в высокогорье) не позволяет существенно сократить эту статью веса - остается только питание, которое также тяжело ужимать меньше 550-600г на человека в день. Выход здесь только один. Маршрут должен быть максимально "нарезан" на небольшие кольца (либо сегменты линейной части) между которыми необходимо организовывать заброски (при необходимости, даже вертолетные). На проведение этих забросок необходимо отводить время при составлении нитки маршрута, возможно (и хорошо) совмещать их с этапом акклиматизации.

5. После составления нитки маршрута с учетом всех изложенных выше требований необходимо рассчитать календарный план-график похода (показать образец) - т.е. расписанный по дням порядок прохождения маршрута с указанием начальной, конечной и основных промежуточных точек движения, протяженность пути, максимальную и минимальную высоту, ее набор и сброс, высоту ночевки, предположительно необходимое время работы на маршруте, а также важные комментарии (для МКК, для себя и для возможного заместителя). Для участков подходов и выходов, ледников и несложных технических участков очень хорошо работает схема Ю.В.Гранильщикова: согласно ей на линейное движение затрачивается время исходя из средней скорости 3-4 км/ч, скорость набора высоты составляет 200 м/ч в начале похода и 300 м/ч после акклиматизации, а полное необходимое время определяется суммированием времен движения по горизонтали и по вертикали. Действительно, реальное отклонение от такой схемы не превышают 20% и в действительности могут быть сведены к минимуму подстановкой правильной скорости линейного движения для данной конкретной группы (если это уже схоженная команда, она должна знать эту скорость). При этом предполагается, что группа идет "классическую" ходку - 45-50 минут движения и 15-10 минут привал.

6. Понятно, однако, что для технически сложных участков маршрута одной этой схемы явно недостаточно. Здесь время прохождения практически не зависит от расстояния (оно минимально - 1-2 км по прямой), слабо зависит от набора высоты (как правило, это входит в сложность) зато существенно зависит от трудности и характера препятствия и для его оценки следует привлекать другие соображения главными из которых являются: а) аналогия - сравнение с похожим препятствием, которое группа уже проходила; б) литературные данные - время затраченное другими группами с учетом их подготовки и погодных условий (это время может различаться в 2 и более(!) раз); г) расчет аналогичный методу Гранильщикова, но для перильных веревок, (вместо набора высоты) если известно их общее число и среднее время прохождения группой 1 веревки. Последний метод наиболее эффективен при расчете времени непрерывного спуска дюльфером - здесь у подготовленной группы время прохождения одной веревки достаточно стабильно и практически не зависит от характера и сложности рельефа.

7. Знание необходимого времени позволяет оценить интенсивность нагрузки в данный конкретный день и при необходимости изменить или оптимизировать план-график похода - в самом деле, правильное распределение нагрузки дают не отдельно набор высоты или километраж, а оба фактора вместе - т.е. полное время работы. Именно оно должно равномерно (или, точнее, не совсем) распределяться по дням пути, когда выше говорилось о нагрузке. В общем время работы не должно превышать 7-8 часов в день в среднем и 10-11 часов на ключевых участках маршрута (мы не рассматриваем экстремальные ситуации).

8. Наконец, получив календарный план-график "чистого" маршрута с учетом всего вышеизложенного в его необходимо добавить запас времени на неблагоприятную погоду и повышенную сложность маршрута и включить в него запланированные дневки. А именно, в походах средней сложности добавляют 1 день на в неделю на дневку и 1 день запаса - итого: 5 рабочих и 2 выходных - все как у людей, плюс по 1 дню запаса на каждое препятствие максимальной для данного маршрута категории сложности. В более сложных походах соблюдение этих требований как минимум необходимо ( в "шестерках" максимальными считаются все "троечные" перевалы), но еще в зависимости от плана могут быть добавлены дополнительные дневки (например, после очень сложного перевала, или перед высотным восхождением, это, как правило для маршрутов протяженностью 4 недели и более) и запасные дни для районов с устойчивой плохой погодой (вопрос слушателям: А где таких нет?). После всего этого вы имеете тактически грамотный составленный подробный план-график похода, который теперь необходимо не менее правильно реализовать на маршруте.

ТАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ СЛОЖНОГО ГОРНОГО ПОХОДА

1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ДВИЖЕНИЯ.

В сложных походах высоких категорий особое значение приобретает понятие связок. Основная техника здесь это умение работать в связке, а тактика заключается в умении руководителя (и самих участников) четко и правильно организовать индивидуальную работу связок и их взаимодействие.

Дело в том, что движение плотной колонной в большинстве случаев нецелесообразно - у каждого человека есть своя крейсерская скорость, при движении с которой он расходует минимальное количество сил, идти медленнее которой также утомительно как и быстрее. Поэтому на подходах, тропах и технически несложных участках маршрута следует пускать всех своим темпов с предварительным объяснением цели и направления движения и точки (или времени) остановки для общего сбора.

С другой стороны ходить в горах в одиночку также не следует, должна быть хотя бы визуальная связь. Удобнее всего ходить по 2-3 человек с примерно одинаковым темпом хождения, из которых на более сложных участках формируется связка (для нее также очень важно одинаковость темпа партнеров). Такая связка и представляет собой универсальную автономную единицу в сложных маршрутах и всегда должна держаться рядом, независимо от того связаны ли они действительно веревкой или нет. У них должна быть их связочная веревку и (желательно) палатка, таким образом они всегда будут готовы к любым неожиданностям, и, при необходимости, смогут быстро организовать взаимную страховку. Плотное движение всей группой необходимо там где этого требует характер рельефа - камнеопасные участки или тропление глубокого снега.

Время движения может быть либо стандартное (40-45 + 10-15) либо также индивидуальное с определенными очевидными точками сбора (на подходах, тропах, несложных спусках). На технически более сложных участках начинают работать уже реальные связки (с фиксированным порядком или сменой лидирующей связки), при необходимости групповой страховки (обработка сложных участков налегке, перила, лавиноопасные склоны и кулуары) понятие порядка и темпа движения теряют смысл, здесь порядок прохождения и время движения и отдыха определятся характером преодолеваемого препятствия, и бывает так, что вся группа собирается вместе только на утреннем и вечернем бивуаке. Тем не менее и в такой ситуации партнеров по связкам целесообразно держать рядом, так они более схожены и лучше подготовлены к работе вместе.

2. ПРОХОЖДЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫХ УЧАСТКОВ С ХОДУ И "В ЛОБ" НЕ ВСЕГДА БЫВАЕТ ОПРАВДАНО.

В сложных горных походах очень часто полезна предварительная разведка и обработка ключевых участков маршрута налегке. Дело в том что движение с тяжелым рюкзаком во-первых резко снижает производительность работы лидера (например глубокий снег), во-вторых уменьшает безопасность прохождения маршрута (например, сложное лазание).

Кроме того при обработке маршрута (а это может потребовать достаточно продолжительного времени) желательно, чтобы остальная группа находилась в безопасном и, насколько возможно, комфортабельном месте и могла заниматься чем-то другим (например, готовить перекус). Поэтому суточный график движения удобно строить так, чтобы (конечно если это позволяет характер препятствия) подходить как можно ближе к ключевому участку ко второй половине дня, после чего часть группы ставит лагерь и отдыхает, а часть налегке проводит разведку и обработку дальнейшего маршрута (топчет ступени, вешает перила).

Если с вечера это нецелесообразно, то это следует делать с утра, когда ударная связка налегке проводит обработку маршрута, в то время как остальная группа готовит завтрак и сворачивает лагерь. Тоже самое справедливо и для времени перекуса - пока он готовится, кто-то налегке может обрабатывать дальнейший маршрут. Общие правило таково, что ни одна минута не должна расходоваться впустую, а технически сложная работа выполняться налегке.

Также при наличии сомнений в правильности (или возможности прохождения) того или иного варианта пути целесообразнее потратить время на предварительную их разведку(и) - опыт показывает, что это обычно окупается (иначе бывает, что всей группе приходится с рюкзаками возвращаться обратно).

Поэтому в сложных походах особое тактическое значение приобретает:

3. ОРГАНИЗАЦИЯ СВЯЗИ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ ГРУППЫ (как правило основной, и разведкой(ками)).

В частности, должны быть четко оговорены цели и задачи разведки, маршрут и способ движения, условия ее прекращения, контрольное время возращения и сигналы. Аналогично и для случаев протяженной обработки маршрута, когда передовая связка(и) уходит за пределы возможности голосовой связи.

Очень хорошо, если в группе имеются рации, и наблюдательные приборы, тогда у руководителя есть возможность издалека наблюдать за передвижением передовой связки на рельефе (что бывает очень полезно, т.к. вблизи часто не видно и не понятно генеральное направление движения) и, при необходимости, оперативно его корректировать.

4. ВЫБОР ПУТИ НА КОНКРЕТНОМ РЕЛЬЕФЕ, пожалуй, является наиболее сложной оперативно-тактической задачей руководителя на маршруте. Этой теме обычно посвящены значительные куски лекций по технике и тактике преодоления конкретных видов рельефа (снег, лед, скалы), поэтому здесь мы ее касаться не будем, а остановимся лишь на общих тактических принципах.

5. ВЫБОР ВРЕМЕНИ СУТОК И ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ СЛОЖНЫХ УЧАСТКОВ.

Поскольку в горах все время идут процессу эрозии обусловленные, главным образом, действием солнца и воды (т.е. опять-таки в конечном счете солнца), лучшее время для прохождения любых технически сложных участков будет тогда, когда горы "спят". Реально это означает пока они не прогрелись (осветились) солнцем (до 10-11 часов в зависимости от экспозиции) или после того как солнце с них ушло и они остыли (как правило, после 16-17 часов). Причем восточные склоны даже лучше проходить во второй половине дня - с утра на них солнце все равно бывает очень рано, и до него не успеешь, а вот после того как солнце с него уйдет и до темноты имеется довольно много рабочего времени.

Даже на постоянно освещенных склонах, лучше работать когда солнце не слишком жаркое (т.е. также до 11 и после 16). Середина дня вообще плохое время для работы (да и движения, в принципе, тоже) поэтому ее можно использовать лишь для подходов и технически несложных участков (типа топтания снега на закрытом леднике) или даже вообще делать большой (после)обеденный перерыв на 3-4 часа, оставляя работу на утро (7-12) и вечер (15-18). Вечерние часы (17-20), как уже говорилось выше, лучше посвятить обработке маршрута на завтрашний день налегке.

Как ни странно, наиболее благоприятна для похода не очень хорошая погода - когда достаточно пасмурно, чтобы весь день не было солнца, но не настолько ненастно, чтобы ветер или осадки мешали движению. В этом случае можно довольно эффективно и безопасно работать целый день, горы в такую погоду "спокойны", а солнце не "давит". При выборе конкретного технического приема для преодоления сложного участка следует руководствоваться в первую очередь требованием безопасности (который, напомним, включает целый комплекс подчас противоречивых факторов: например, наряду с надежностью страховки и скорость прохождения). Это означает, что кроме общих технических рекомендаций преодоления того или иного препятствия и описания прохождения предыдущими группами следует учитывать

6. ПОГОДНЫЕ ФАКТОРЫ И ОБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ ПРОХОЖДЕНИЯ.

В сложных походах конкретная обстановка на перевалах может существенно меняться в зависимости от погодных условий данного сезона, текущих погодных условий и сроков прохождения и отличаться от имеющихся в описании (особенно если оно старое), как в сторону усложнения так и упрощения. Пример. Поэтому "не следует держаться правил яко слепой стены": быстро менять тактику и технику прохождения в зависимости от текущей обстановки. В случае каких-то резких расхождений с ожидавшимися препятствиями, сложной снежной и/или ледовой обстановки или продолжительной плохой погоды возможно (и порой необходимо) даже изменение маршрута и корректировка календарного плана с учетом конкретной обстановки.

Это бывает как локальная оперативная корректировка графика движения (расхождения в пределах 0,5-1 суток, использование дней запаса), так и глобальная корректировка (переход на запасные и аварийные варианты маршрута, прохождение альтернативных препятствий). В любом случае должно быть точно понятно какой именно план в данный момент является актуальным и подлежит исполнению: движение без четкого план-графика (типа "пойдем как пойдется" и "посмотрим, что получится") недопустимо (по крайней мере, больше 1 дня).

7. РОЛЬ И МЕСТО РУКОВОДИТЕЛЯ.

В сложных горных походах заметно возрастает организующая, координирующая и управленческая роль руководителя (т.е. начальник-менеджер) в ущерб учебно-воспитательной, контрольной и лидерской функциям (начальник-учитель). Это значит, что руководитель должен вовремя и адекватно отслеживать и обрабатывать все внешние вызовы, быстро принимать правильное(ые) решение(я), организовывать условия для их успешного выполнения, контролировать результат и обеспечивать согласованность усилий всех членов группы.

Другими словами он должен давать четкие и понятные задание и определять людей, наиболее подходящих для их выполнения, а не объяснять каждому, что ему следует делать в этом случае (предполагается, что участники должны уже иметь достаточный личный опыт и технику) или все время работать "на забое" самому (для этого необходимо наличие в группе других технических лидеров). Дело в том, что одновременно думать и работать руками (или ногами) тяжело, а уследить в такой момент за всем(и) и вовсе невозможно. Поэтому руководитель должен быть по возможности освобожден от части груза, тяжелой рутинной работы (типа пробивания ступеней) и даже обработки технически сложных участков.

Его ясная голова гораздо важнее того, что он может сделать руками - это безопасность всей группы. К тому же должен быть кто-то с запасом свежих сил на случай экстремальной ситуации, и лучше, если это будет руководитель. Существуют только два случая, где руководитель обязательно сам должен быть впереди: а)это сложные глубокие разведки, где принятие правильного решения на основе объективной информации критически важно, а "один раз увидеть", как известно, "лучше чем сто раз услышать", тем более, что порой очень трудно объяснить ЧТО надо увидеть (руководитель заранее и сам не знает) и б)это действительно объективно опасные для жизни и здоровья ситуации, где руководитель просто не имеет морального права посылать вперед (или оставлять последним) другого участника. В остальных случаях руководитель должен находиться там, где ему удобнее наблюдать за ситуацией и управлять и контролировать действия всех участников группы (т.е. и в середине и в конце и в начале, по обстановке). Единственное что требуется, это чтобы он оказался в нужное время в нужном месте, поэтому его активные перемещения вдоль расположения группы с высшим приоритетом (при работе на технически сложных участках) не только целесообразны но и подчас необходимы.

8. ОБСУЖДЕНИЕ И РАЗБОР.

Что касается тактики принятия решений то здесь следует использовать трехступенчатую схему "обсуждение - принятие решения - исполнение". В сложных походах каждый участник должен всегда иметь четкое и ясное представление о том что собирается делать (и делает в данный момент) вся группа в целом и он конкретно в частности.

Поэтому голые руководящие указания типа "сделай то, потому что так надо" здесь совершенно не годятся (кроме или частных абсолютно простых или критических ситуаций) перед началом работы на сложном участке его прохождение должно быть подробно объяснено (можно это сделать накануне вечером). Лучше, если это будет обсуждение - во-первых это поможет снять многие вопросы участников, а во-вторых вполне вероятны дельные советы и замечания (если опыт участников соразмерен с опытом руководителя это просто необходимо).

Окончательное решение, конечно: все равно принимает начальник, и даже если оно не совпало с мнением "отдельных участников" группы, тот факт, что его выслушали и приняли к сведению, помогает снять психологическое напряжение. После принятия решения оно должно неукоснительно исполняться всеми - никакие самовольные отклонения участниками от намеченного плана действий без явной санкции руководителя недопустимы. Общее правило таково: "вопросы должны обсуждаться, а решения выполняться".

Если же выполнение намеченного плана невозможно по причине технической сложности, чрезмерной опасности и т.д. оно прерывается (руководителем!) и весь цикл "обсуждение - принятие решения - выполнение" повторяется вновь. Уже после прохождения этого технически сложного участка (непосредственно сразу, вечером или вообще на дневке) допустим и целесообразен разбор действий всей группы в целом и отдельных участников в частности. Такие же обсуждения в процессе работы недопустимы - ничего кроме вреда они не принесут.
Спасибо за внимание, которые вы уделили нашему проекту. Пожалуйста, указывайте ссылку на наш сайт при копировании. Если материал показался вам интересным - вы можете рассказать о нем друзьям:

Похожие материалы

Ваш комментарий станет первым

Поделитесь своим мнением...
(Обязательное поле)
(Не публикуется на сайте, обязательное поле)



Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код с картинки: