Песочная терапия: цели и принципы

24.03.2021

Игры с песком приносят большую пользу детям. Они помогают соединить миры вне и внутри себя, узнать свое «Я» и раскрыть его. Благодаря таким занятиям дети развивают воображение и учатся выражать свои мысли. Творчество и фантазию помогают проявлять возникающие фигурки, вода и специальный песок. Песочная терапия для детей дает возможность увидеть мир глазами малыша, узнать о его мечтах и страха, провести коррекцию развития.

Работающая в двадцатых годах прошлого века в Англии Маргарет Ловенфельд впервые описала методы проведения консультаций и песочной терапии. С имеющими психологические проблемы детьми она работала по этой методике. Дети создавали композиции, получив в распоряжение воду и песок. Основные методы песочной терапии определила и психотерапевт Дора Калфф, проживавшая в Швейцарии. По ее мнению, о психологическом состоянии пациента можно было многое сказать по тому, какие именно он создавал постройки и картины. Современные стандарты были введены именно ей. Она определила фигурки, наличие воды, расположение песочницы, ее размеры и цвет.

Для детей песочная терапия наиболее эффективна. Ее обычно используют в ситуациях, когда ребенок:

• болен заболеваниями аутического спектра;
• болен некоторыми формами шизофрении, имеет нарушения слуха, речи или зрения;
• имеет задержки психомоторного, физического или речевого развития;
• не может общаться с другими детьми, выражать свои эмоции, отличается скрытностью и замкнутостью;
• пережил стихийное бедствие, физическую или эмоциональную травму, унижение, насилие, смерть близкого;
• очень впечатлителен;
• страдает неврастенией или истерией;
• пережил значительные стрессы;
• имеет нарушения опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы;
• переживает возрастной кризис.

Существуют и ситуации, когда песочную терапию использовать не рекомендуется. К ним можно отнести:

• возраст до двух лет;
• синдром навязчивых движений;
• бронхиальная астма;
• туберкулез;
• аллергические реакции на пыль или песок;
• синдром дефицита внимания;
• наличие на руках ран, порезов, заболеваний кожи;
• эпилепсия с обмороками и судорогами;
• тяжелые формы психических расстройств, при которых контактировать с окружающим миром и другими детьми ребенок просто не может.

Основной целью песочной терапии является создание новых внутренних образов, контакта между внешним и внутренним миром. Элементов в такой методике может быть достаточно много. Внутри себя дети сами выстраивают определенные миры, которые они могут выразить во время игр с песком. Благодаря таким занятиям устраняются внутренние противоречия и навязчивые страхи, мысли становятся более стройными и упорядоченными.