Пищалкин, Андрей Андреевич


Андрей Андреевич Пищалкин (1809 — 1892) — русский гравёр по меди, академик Императорской Академии художеств.

Биография

Отец Андрея Андреевича - Андрей Алексеевич Пищалкин (ок. 1771 - 27.07.1815) - был дворовым служителем Строгановых в селе Новое Усолье Соликамского уезда Пермской губернии. Между 1782 и 1795 годами его с младшим братом Иваном перевели в село Ильинское Пермского уезда. Андрей Алексеевич был женат на Марии Андреевне (ок. 1771 - 2.02.1839; была убита) и имел не менее шести детей: Ивана, Анастасию, Алексея, Василия, Александра и Андрея, родившегося 4 августа 1809 года в селе Ильинском. После учёбы в Ильинском церковно-приходском училище Андрей Андреевич работал писцом в главном правлении Строгановых и горном правлении в Перми, занимаясь в свободное время, по собственному желанию, рисованием. Графиня С. В. Строганова обратила внимание на его способности к рисованию, дала вольную (1829), поместила за свой счёт в (1830).В том же 1830 году он получил вольную, тогда как его родственники остались крепостными служителями. За время учёбы в Академии художеств в мастерской Н. И. Уткина получил все положенные медали: малая серебряная (1832), большая серебряная (1834 и 1835), малая золотая (1836) за гравюру «Молящаяся Богоматерь» с картины К. Дольчи. Был выпущен из Академии со званием неклассного художника. Был удостоен большой золотой медали (1839) за гравюру Рафаэлевской «Мадонны с безбородым Иосифом». Направлен в качестве пенсионера Академии художеств в Италию (1841—1865). Пробыл в Риме до 1864 года, занимаясь исполнением большой гравюры «Взятие Богородицы на небо» с запрестольного образа работы К. Брюллова в Казанском соборе и предпринимая другие работы, но бросая их при самом начале. За означенный эстамп с Брюллова Академия присудила ему звание академика ИАХ (1855) и звание профессора ИАХ (1862) за это же произведение. По возвращении своем в Санкт-Петербург художник, выказавший в молодости блестящие способности и обещавший сделаться замечательным мастером, совершенно опустился, не дотрагивался больше до резца и медных досок и существовал до конца своей жизни единственно скромною пенсией, пожалованной ему государем. Лучшим из немногочисленных его произведений остался вышеупомянутый эстамп с Рафаэля, выдерживающий сравнение с наиболее удачными работами первостепенных русских граверов.

Галерея

Работы Андрея Пищалкина (галерея)
  • Портрет Пелагеи Пищалкиной (1835)

  • Портрет отца (1838)

  • Николай Дюр (1839)

  • Святое семейство ( с картины Дольчи, 1839)

  • Портрет танцовщицы Черриты (1850)



Имя:*
E-Mail:
Комментарий: