Какиэмон

06.02.2021

Какиэмон (яп. 柿右衛門様式 какиэмон ё:сики) — стиль японского фарфора, изготавливаемый гончарной династией Сакаида с начала XVII века. Какиэмон был настолько популярен, что этим словом зачастую называли весь японский фарфор.

История

Вероятный основатель династии Сакаида — гончар из провинции Хидзэн Сакаида Какиэмон (яп. 酒井田 柿右衛門, 1596—1666), его имя дало название всему стилю. По легенде секрет наиболее известного вида украшения поверхности — разноцветной надглазурной росписи — был передан семье Сакаида китайским гончаром, случайно встреченным в порту Нагасаки, однако скорее всего от китайских гончаров через посредничество Тодзимы Токудзаэмона был получен рецепт полупрозрачной глазури, которой прославился фарфор какиэмон. Совершенства в производстве фарфора достигли четвёртое и пятое поколения семьи Сакаида.

Какиэмон массово экспортировали в Европу, европейские гончары имитировали роспись этого стиля; в частности, мейсенский фарфор XVIII века заимствовал распространённые орнаменты, вероятно также заимствование мануфактурой Шантийи. Крупнейшие коллекции какиэмона в Европе находятся в Хэмптон-корте и Дрезденском собрании фарфора.

С конца XVIII по начало XX века какиэмон находился в упадке, однако позже традицию возродили гончары из двенадцатого поколения династии. Сакаида Какиэмон XIV получил звание национального достояния Японии. По состоянию на 2017 год фарфор какиэмон создаёт Сакаида Какиэмон XV (род. 1968).

Изделия

Наиболее характерные изделия какиэмон — фарфор с надглазурной росписью (яп. 色絵 ироэ), но известны также изделия видов «сомэцукэ» (с синей кобальтовой подглазурной росписью) и «хакудзи» (белый фарфор). «Сомэцукэ» представлен на горшках, изготовленных в Ками-Нангавараяме и Симо-Нангавараяме, либо в общественных печах «ёриаи-гама», а также на изделиях из печей Мацугатанэ, принадлежавших клану Оги.

Фарфор «какиэмон» имеет несколько отличий от схожего внешне фарфора стиля «арита»: изделия «какиэмон» изготавливают из разных видов глины в зависимости от назначения, роспись на них не сплошная, встречаются большие пробелы, для украшения используется небольшой набор цветов. На керамике какиэмон очень часто бывает контурная линия на ободке, нехарактерная для ариты, а также рельефные украшения.

  • Восьмиугольное блюдо, XVII век

  • Бутылка, 1675—1725

  • Чашка в жанре цветы-птицы, 1700-1740