Оператор сотовой связи

06.02.2021

Оператор сотовой связи (также оператор мобильной связи, оператор беспроводной связи и оператор радиосвязи) — компания, предоставляющая услуги сотовой связи для сотовых телефонов своих абонентов.

Задачи

В задачи оператора входит

  • получение разрешительных документов на использование радиочастот и предоставление услуг,
  • построение собственной сотовой сети и её последующая эксплуатация,
  • разработка условий обслуживания,
  • сбор платежей за свои услуги,
  • предоставление технической поддержки.

Кроме того, есть и ряд неочевидных задач:

  • маркетинговые усилия для продвижения услуг на рынке,
  • разработка стратегического плана развития сети,
  • технологическое совершенствование инфраструктуры,
  • рефарминг используемых радиочастот.

Многие операторы также осуществляют

  • торговлю сотовыми телефонами,
  • продажу цифрового контента для телефонов,
  • предоставляют доступ в Интернет через свою сотовую сеть.

Лицензии и стандарты

Процесс образования оператора сотовой связи в стране обычно начинается с получения лицензии на определённые радиочастоты у правительства. Диапазон частот, разрешение на которых необходимо получить, зависит от типа сети, которую планируется разворачивать. Оператор может предоставлять доступ в нескольких стандартах (как, например, российский Вымпелком: GSM и DAMPS (в прошлом), американский Verizon: GSM и CDMA).

Регулирующие государственные органы распределяют частотный диапазон по определённой ими схеме, в том числе и с помощью тендера. Например, недавние распределения лицензий на 3G в Европе проходили в форме аукциона, и частоты доставались сделавшему наибольшее предложение. Как правило, число разрешений на определённую территорию ограничивается (например в Москве число GSM-операторов было ограничено тремя), чтобы обеспечить конкуренцию, но избежать распыления капитала по слишком мелким компаниям, неспособным к построению современной и надёжной инфраструктуры.

Услуги

Оператор, на основе имеющихся у него в распоряжении технологий, может предоставлять клиентам услуги:

  • Голосовой звонок;
  • Автоответчик;
  • Роуминг;
  • АОН (Автоматический определитель номера);
  • Приём и передача коротких текстовых сообщений (SMS);
  • Приём и передача мультимедийных сообщений - изображений, мелодий, видео (MMS-сервис);
  • Мобильный банк (услуга);
  • Доступ в Интернет;
  • Видеозвонок и видеоконференция

и т. д.