Поцелуй в тоннеле


«Поцелуй в тоннеле» (англ. The Kiss in the Tunnel или A Kiss in the Tunnel) — немой комедийный фильм длительностью чуть белее одной минуты, премьера которого состоялась в Великобритании в 1899 году. Джордж Альберт Смит был режиссёром, продюсером и исполнителем мужской роли. Женскую роль сыграла его жена Лаура Бейли, это была её первая киносъёмка.

Сюжет

Поезд подъезжает к тоннелю. В купе поезда сидят друг напротив друга джентльмен и дама. Он читает газету, она — книгу. После въезда в тоннель джентльмен несколько раз целует даму, которая едет с ним в одном купе, оба чинно садятся на свои места, снова принимаясь читать когда поезд выезжает из тоннеля.

Декорации и реквизит

Кинокритики отмечают, что освещение второй части фильма (события в тоннеле) нереалистично яркое, позволяющее видеть всё, что происходит якобы в темноте. Обстановка стилизована — видно, что купе является декорацией с нарисованным изображением стены купе и разложенными различными предметами реквизита. При этом камера не зафиксирована, а качается из стороны в сторону для иллюзии движения по железной дороге.

Литературный критик Лиа Прайс в своей работе «Обращение с книгами в викторианской Британии» (англ. How to Do Things with Books in Victorian Britain, 2012) отмечает, что к XIX веку в Британии использование книги становится двояким — собственно чтение и лишь изображение чтения для демонстрации чувств или эмоций. Постепенно противопоставление газеты и книги начало восприниматься как противостояние мужского и женского. К концу столетия парное чтение романа и газеты считалось сексуальным намёком. Лиа Прайс отмечает, что вынужденные одновременно прервать своё чтение из-за темноты тоннеля герои этого фильма в поцелуе реализуют ранее сделанный друг другу посыл.

Особенности монтажа

Считается, что именно этот фильм был первым, где применён монтаж повествования. Все ранние фильмы снимались неподвижной камерой, которая фиксировала точку обзора, как это было принято в живописи и фотографии. Летом 1897 года «The Haverstraw Tunnel» стал первым фильмом, снятым движущейся камерой, которую установили в передней части локомотива, что позволило фиксировать изменение по мере движения поезда вперёд. Успех был невероятным, в том числе из-за восприятия визуальной перспективы с передней части паровоза, что было новым даже для тех , кто уже ездил по железной дороге, но мог вести наблюдение только сбоку, из окна вагона. Зритель становился более вовлечённым в происходящее на экране, кино из повествовательного становилось сродни аттракциону. Фильмы в подобном стиле получили название «призрачной поездки» (англ. phantom train) и были очень популярны (например, см. короткометражку New Brooklyn to New York via Brooklyn Bridge). При этом съёмка велась непрерывно на одном куске киноплёнки.

Чтобы разнообразить однотипные «призрачные поездки» и сделать их веселее, Альберт Смит предложил вставить в ранее снятый фильм Сесиля Хепуорта «View from an Engine Front — Train Leaving Tunnel» (1899) краткую любовную сцену между двумя пассажирами купе, якобы происходящую в темноте во время движения по тоннелю.

Получившийся фильм объединил документальную реальность (первую и третью части, взятые из фильма Хепуорта) с вымышленной второй частью Смита, связав их в непрерывный временной интервал, который формирует свою продолжительность движения поезда. Это не кинотрюк в общепринятом смысле, а продуманная комбинация иллюзий, создающих некую свою собственную реальность. По словам историка кино Фрэнка Грея, эта вставка одной сцены в другой фильм была «новым пониманием непрерывного монтажа фильмов», что позже станет доминирующей практикой.

Сюжет с поцелуем во время движения поезда по тоннелю в последующем обыгрывался и в других фильмах: «Love in a Railroad Train» (1903) и «What Happened in the Tunnel» (1903) Эдвина Портера. Наиболее похожим был фильм «Kiss in the Tunnel», снятый Riley и Bamforth, который имел аналогичную структуру из трёх частей (поезд входит в тоннель, интерьер железнодорожного купе с целующейся парой, и вид с платформы прибывающего на станцию поезда). Но в каждой из сцен камера была в фиксированном положении, без элемента «призрачной поездки», что не создавало динамику, воспроизведённую в работе Смита/Хепуорта.



Имя:*
E-Mail:
Комментарий: