Катастрофа Як-40 под Нижневартовском

06.02.2021

В воскресенье 24 января 1988 года в окрестностях Нижневартовска при взлёте потерпел катастрофу Як-40 компании Аэрофлот, в результате чего погибли 27 человек.

Катастрофа

Як-40 с бортовым номером СССР-87549 (заводской — 9531442, серийный — 42-14, выпущен Саратовским авиазаводом в 1975 году) выполнял рейс 29674 из Нижневартовска в Бугульму с первой промежуточной остановкой в Тюмени (аэропорт Рощино). Пилотировал самолёт экипаж, состоящий из командира Наиля Мурадымова, второго пилота С. Уварова и бортмеханика Н. Нагуманова. В салоне работала стюардесса Земфира Мубаракшина. Всего на борту находились 27 пассажиров.

В 16:50 самолёт начал взлёт из Нижневартовского аэропорта. Но уже при разгоне по ВПП при скорости 150 км/ч бортмеханик заметил, согласно речевому самописцу, что сработало табло «воздушный стартер открыт». Затем сразу после отрыва от полосы, упали обороты КВД в двигателях № 2 и 3 (средний и правый соответственно), а ещё через секунду и в двигателе № 1 (левый). далее двигатели № 1 и 3 отключились, а у двигателя № 2 оборот сперва упали до 74 %, а затем он вновь перешёл во взлётный режим. Як-40 в это время поднялся до высоты 35 метров. Потеряв тягу 2 из 3 двигателей, авиалайнер начал терять скорость и уходить в крен. Через 91 секунду с момента отрыва от полосы он в 1800 метрах от её торца и в 18 метрах правее её оси врезался в склон оврага, а затем в ЛЭП и полностью разрушился.

Температура воздуха в это время составляла −31°С. При этом аварийно-спасательные работы проводились неудовлетворительно и место падения было найдено только спустя 5 часов. К тому времени в живых остались только 4 пассажира. Остальные 4 члена экипажа и 23 пассажира погибли.

Причины

Комиссия не установила точную причину, почему обороты двигателей упали меньше необходимого для полёта по горизонтальной траектории во взлётной конфигурации. Есть лишь две основных версии:

  • Когда бортмеханик обнаружил включение сигнального табло «воздушный стартер открыт», то он перевел РУДы всех двигателей на малый газ, выключив затем крайние двигатели установкой РУДов на «стоп», либо в данной ситуации двигатели сами отключились из-за резкого изменения параметров работы. Так как в этот момент взлёт прерывать было нельзя, то командир дал команду бортмеханику переместить РУДы во взлётный режим, либо сам это сделал.
  • В топливной системе из-за попадания воздуха возникла воздушная пробка. Это либо привело к падению оборотов двигателей, а затем их самовыключению, либо экипаж, заметив отказ двигателей, сам переместил РУДы, что также привело к самовыключению двигателей.