S-Bahn


S-Bahn (нем. S-Bahn от нем. Stadtbahn, нем. Stadtschnellbahn или нем. Schnellbahn), железная дорога городской метрополии (в отличие от U-Bahn, подземной железной дороги) — используемый как городской, пригородный и ближний междугородный транспорт, один из видов рельсовых систем в Германии, Австрии и Швейцарии, имеющий аналоги в других странах под названиями городская железная дорога (cityrail), городская электричка (использующая как электропоезда, так и рельсовые автобусы), «Лондонская надземка» и т. д.

S-Bahn занимает промежуточное положение между городским общественным транспортом и классическими пригородными поездами и использует обычные железнодорожные линии в пределах и вне пределов города, при этом нередко имеет выделенные под свои нужды пути. Подвижным составом S-Bahn являются электро- (реже дизель-) поезда железнодорожных габаритов и размеров. Электропоезда S-Bahn оснащаются пантографом на крыше, кроме систем Гамбурга и Берлина, электрифицированных третьим рельсом. Пути и станции S-Bahn могут быть как наземного, так и над- и подземного заложения, что в последнем случае делает его малоотличимым от метрополитена. Расстояния между станциями S-Bahn, как правило, меньше, чем между станциями региональных поездов (Regionalbahn), и больше или равны таковым в метрополитенах, у легкорельсового транспорта и уличных видов городского транспорта (трамваев, автобусов и др.). Как правило, вход в вагоны S-Bahn расположен на одном уровне с перроном.

Распространение

Германия

Первый S-Bahn был открыт в Берлине в декабре 1930 года. В Германии S-Bahn является подразделением немецких железных дорог (Deutsche Bahn AG). Некоторые крупнейшие аэропорты страны также связаны с их городами маршрутами S-Bahn. В настоящее время Германии существует семнадцать систем S-Bahn, многие из которых обслуживают сразу несколько городов:

  • S-Bahn Berlin (Берлин)
  • S-Bahn Bremen (Бремен)
  • S-Bahn Hamburg (Гамбург)
  • S-Bahn Hannover (Ганновер)
  • S-Bahn Dresden (Дрезден)
  • S-Bahn Mitteldeutschland (Лейпциг и Галле)
  • S-Bahn Magdeburg (Магдебург)
  • S-Bahn München (Мюнхен)
  • S-Bahn Nürnberg (Нюрнберг)
  • S-Bahn Rhein-Main (Франкфурт-на-Майне — Ханау — Оффенбах — Дармштадт — Майнц — Висбаден)
  • S-Bahn RheinNeckar (Маннгейм — Людвигсхафен — Гейдельберг)
  • S-Bahn Rhein-Ruhr (Дюссельдорф и Рурская область, несколько маршрутов в Кёльн)
  • S-Bahn Rhein-Sieg (Кёльн)
  • S-Bahn Rostock (Росток)
  • S-Bahn Stuttgart (Штутгарт)
  • S-Bahn Köln (Ruhrschnellverkehr)

Австрия

Логотип венского S-Bahn’а

В Австрии системы S-Bahn имеются в Вене, Зальцбурге, Инсбруке.

Венский S-Bahn — сеть городских и пригородных электропоездов — открылся 17 января 1962 года и в 2007 насчитывает 5 внутригородских маршрутов и 9 пригородных линий (без учёта ответвлений) (длина линий от 26 до 85 км). С 1984 года в общественном транспорте всей венской агломерации используется единая тарифная система, что делает удобным использование S-Bahn в комбинации с метро, трамваем и автобусом. Внутри Вены на главном коридоре S-Bahn поддерживаются тактовые интервалы 7,5 минут.

Венский штадтбан был открыт ранее в 1898 году как сеть железных дорог в городе на паровой тяге, полностью интегрированный с железнодорожной сетью. В 1920-е гг. обособлен от магистральных железных дорог, переведен на электрическую тягу и стал городской железной дорогой с использованием подвижного состава трамвайного типа. Система закрыта в 1980-е годы, линии Штадтбана включены в состав метрополитена (линии U6, U4) и S-Bahn (пригородная линия S45).

Швейцария

В Швейцарии системы S-Bahn есть в Берне, Цюрихе, Базеле. Последний помимо Швейцарии обслуживает также соседние территории Франции и Германии.

Аналогичные системы в других странах

Россия

Единого названия для систем S-Bahn и другим аналогичным им в России нет. Наиболее часто используется термин «городская электричка».

Единственным полноценным аналогом S-Bahn в России являются запущенная в 2016 году в Москве линия Московского центрального кольца и в 2019 году — 2 маршрута Московских центральных диаметров. В Московском узле в ближайшие годы предполагается организовать ещё несколько маршрутов МЦД.

В Екатеринбурге, Новомосковске, Волгограде, Сочи, Казани, Владивостоке, Красноярске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Перми, Ростове-на-Дону, Рязани, Санкт-Петербурге, Уфе, Челябинске, Калининграде существуют внутригородские или внутриагломерационные маршруты пригородного сообщения, однако ни одну из этих систем нельзя назвать аналогом S-Bahn из-за отсутствия регулярного тактового движения в течение дня и (или) интегрированной с городским транспортом системы оплаты. Для таких систем (в том числе официально) используют термины «городская электричка» и «наземное метро» даже если в качестве подвижного состава на маршрутах обращаются неэлектрифицированные поезда (например, рельсовые автобусы). Первый подобный проект, осуществленный до революции — Ораниенбаумская электрическая линия в Петербурге. Также до 1987 года существовала Бескудниковская железнодорожная ветка и пригородные поезда, курсировавшие по ней, не выходили на магистральные направления, фактически выполняя роль городского транспорта, однако система оплаты проезда также не была интергирована с городским транспортом.

Другие страны СНГ

Системой, схожей по функциям с S-Bahn, является городской электропоезд Степногорска в Казахстане. Планируется организация горэлектрички-аэроэкспресса в Бишкеке в Киргизии, наземного метро, совмещённого с ЖД, до ближайших пригородов в Кишинёве в Молдавии. Система городских электричек (City Lines или Городские линии) действует в Минске (открыта 1 июля 2011 года). Также с 2011 года городская электричка действует в Киеве от станции «Дарница» по кольцевому маршруту.

Дания

Копенгаген и его окрестности обслуживает система S-tog.

Франция

Во Франции существует система RER (фр. Réseau Express Régional, региональная экспресс-сеть). В Париже поезда RER используют тоннели (система RER во многом интегрирована с парижским метро), а за городом выходят на поверхность. К настоящему моменту существует пять линий RER, обслуживающих Париж и парижский регион Иль-де-Франс.

Другие страны Европы

В Чехии действуют две системы Esko (так по-чешски произносится буква S): в Праге и в Моравосилезском крае. В настоящее время в Бельгии ведётся создание подобной RER системы с центром в Брюсселе. Схожие системы имеются в Лондоне (Лондонская надземка и Crossrail), в Венгрии (HEV), Испании (Cercanías Madrid в Мадриде и Rodalies de Catalunya в Барслоне), Италии (Passante), Польше (Szybka Kolej Miejska) и некоторых других странах. В числе последних из созданных в Европе систем S-Bahn — городской поезд в Белграде, открытый в 2010 году. В 2011 году запущено кольцевое движение городской электрички в Киеве.

Северная Америка

В Северной Америке широкое поначалу использование железнодорожного транспорта в городах в виде как городских систем надземных поездов и первых линий метро, так и пригородно-городских линий электропоездов пришло в упадок при бурной автомобилизации и после Второй мировой войны. Линии «надземок» были либо ликвидированы (заменены подземными линиями метро), либо вошли в состав систем метрополитенов в виде их наземных/надземных участков.

С 1980-х годов наблюдается рост популярности — как систем пригородного-городского железнодорожного транспорта в США, которых по состоянию на 2010 год насчитывается более двадцати и которые известны как англ. commuter rail (от слова англ. commuting — маятниковая миграция), так и оставшихся «надземок», известных как англ. El (от слова англ. elevated — поднятый) и имеющих признаки и S-Bahn’а, и метрополитена (или лёгкого метро). В агломерации Сан-Франциско есть также система пригородно-городского поезда BART, имеющая в городах участки в виде метро.

Азия

Аналогичные системы отдельных или тесно интегрированных с метрополитенами городских поездов, а также аэроэкспрессов действуют в Гонконге, Сингапуре, Японии и других странах.

В столице Монголии Улан-Баторе в 2014 году на основе существующей железнодорожной инфраструктуры Трансмонгольской железной дороги, проходящей в черте города, создана Улан-Баторская городская железная дорога.



Имя:*
E-Mail:
Комментарий: