Москва-Сортировочная (локомотивное депо)

06.02.2021

Локомотивное депо Москва-Сортировочная — предприятие железнодорожного транспорта в городе Москве, принадлежит к Московской железной дороге. Депо занимается ремонтом и эксплуатацией тягового подвижного состава.

История депо

До революции одна из наиболее грузонапряженных магистралей — Московско-Казанская железная дорога — принадлежала немцу Н. К. фон Мекку. Потоки грузов из Москвы на восток России и оттуда в Москву постоянно увеличивались, принося владельцу все большие барыши. В 1903 году у станции Сортировочная, что в шести километрах от Москвы, на унылом склоне горы Соколиной было заложено новое депо. Через шесть лет строительство закончилось, и в 1909 году депо приняло первые паровозы.

В депо Москва-Сортировочная в ночь на субботу 12 апреля 1919 года состоялся первый субботник. Во время субботника были отремонтированы 3 паровоза - Ов-7024, Чн-358 и V-504.

В 1957 году в депо был открыт музей посвящённый «Великому почину» проведения субботников. На входе в административное здание депо висит памятная доска, посвященная «Великому почину».

Изготовленный в июле 1979 года трёхтысячный тепловоз серии ЧМЭ3 был направлен на эксплуатацию в депо Москва-Сортировочная.

В 2010 году на территории депо установлен памятник воинам-железнодорожникам.

Тяговые плечи

Депо выполняет маневровую работу на станциях Московского узла, а также обслуживает пассажирские и грузовые поезда.

  • Москва Казанская - Рязань 1
  • Москва Казанская - Рязань 2
  • Москва Казанская - Мичуринск-Уральский
  • Москва Казанская - Мичуринск-Воронежский
  • Москва Казанская - Вековка
  • Москва Казанская - Ряжск 1
  • Перово - Вековка
  • Перово - Орехово-Зуево
  • Перово - Рыбное
  • Москва Казанская - Воронеж
  • Москва Казанская - Лиски

Подвижной состав

По состоянию на август 2017 года, к депо Москва-Сортировочная приписаны тепловозы серий ЧМЭ3, ЧМЭ3Т, ЧМЭ3Э, ТЭМ-ТМХ, ТЭМ31М, электровозы постоянного тока ЧС2К, двухсистемный электровоз ЭП20-049. Ранее к депо, так же были приписаны электровозы двойного питания ЭП10, а также двухсистемные электровозы ЭП20 (001-048, 050-052).

Ранее в депо эксплуатировались тепловозы ТЭ2.

На территории депо установлен паровоз-памятник Ов-7024, отремонтированный на первом субботнике.

К депо Москва-Сортировочная приписаны тепловозы Малой Московской железной дороги ТУ2-078 и ТУ2-129.

Знаменитые работники депо

В депо работали дважды Герой Социалистического Труда Виктор Фадеевич Соколов, Герои Социалистического Труда Виктор Григорьевич Блаженов, Иван Фёдорович Панин, Юрий Николаевич Чумаченко.

В начале 20-го века в депо работал мастер И.О. Трофимов - изобретатель паровозного золотника-байпаса, носящего его имя. Золотник Трофимова оказался лучшим (и остается таким до сих пор) из всех аналогичных конструкций и был внедрен на всех паровозах СССР и дореволюционной постройки.

Здесь же в депо, в 1938 году встала за правое крыло первая в СССР женщина-машинист Зинаида Троицкая .

Также в депо работал машинист Виктор Яковлевич Лион, который доставил делегацию СССР во главе И.В. Сталиным на Потсдамскую конференцию.

Долгие годы в депо работал Почётный железнодорожник машинист Александр Иванович Жаринов . Его подвиг описал в своём рассказе «Факел» писатель А. Сахнин.

В депо с 1978 по 1983 год работал сначала помощником машиниста, а затем в цехах ремонта и на административных должностях Александр Волошин.