Мосолов, Александр Васильевич

06.02.2021

Александр Васильевич Мосолов (29 июля [11 августа] 1900, Киев — 12 июля 1973, Москва) — советский композитор и пианист.

В 1920-х годах представлял одно из авангардных направлений советской музыки, в его творчестве нашла яркое выражение урбанистически-конструктивистская образность. В композиции использовал серийную технику, полиритмию и ритмические остинато, в инструментовке — звуки и шумы, предвосхищавшие опыты конкретной музыки. В этой стилистике написано наиболее известное его сочинение «Завод. Музыка машин» (для оркестра, с партией «железного листа», 1928). Репрессирован в 1937 г. После освобождения отошёл от позиций авангардизма, писал музыку в идеологически выдержанном стиле, упрощённым и «понятным советскому народу» языком.

Очерк биографии и творчества

Родился в Киеве в семье адвоката. С 1903 года жил в Москве. После смерти отца мать Мосолова — Нина Александровна Кольцова (1882—1953) — певица, выступавшая в Большом театре в 1903—1905 годах под псевдонимом Миллер, вышла замуж за художника Михаила Варфоломеевича Леблана (1875—1940) и семья поселилась на Большой Бронной улице, 3.

Окончил Московскую консерваторию (1925) по классам композиции у Р. М. Глиэра и Н. Я. Мясковского, а также по классу фортепиано у К. Н. Игумнова. Вступил в Ассоциацию современной музыки (АСМ).

Эксперименты Мосолова в области музыкального конструктивизма пришлись на 1920-е гг. Некоторые авангардные сочинения, особенно симфонический эпизод «Завод. Музыка машин» (1928, из неосуществленного балета «Сталь») и небольшой вокальный цикл «Четыре газетных объявления (из „Известий“ ВЦИКа)» (1926) — вызвали живой интерес как в СССР, так и за рубежом. Они же послужили поводом для жёсткой критики (начиная с 1927) со стороны деятелей Российской ассоциации пролетарских музыкантов (РАПМ). В 1928 году Мосолов, будто уступая идеологическому требованию «опоры на народную музыку», написал трёхчастную сюиту «Туркменские ночи», где использовал темы из опубликованной В. М. Беляевым и В. А. Успенским хрестоматии «Туркменская музыка». Однако, желаемый эффект от использования фольклора нивелировался, поскольку народные темы были помещены композитором в оправу новейшей, сложной для непосредственного восприятия, техники композиции (гармония, ритм, фактура и т.д). Сюита «Туркменские ночи» с большим успехом была исполнена на международной выставке 1935 года в Брюсселе.

В СССР в 1930-е гг., напротив, музыка Мосолова исполнялась редко, и сам композитор подвергся травле. В 1937 Мосолов был обвинён в антисоветской пропаганде, приговорён к 8 годам заключения и заключён в Волголаг (Рыбинский район Ярославской области). В 1938 по ходатайству Глиэра и Мясковского освобождён, с лишением права проживать в крупных городах. Пережив жизненный и творческий кризис, Мосолов (с 1940-х гг.) радикально изменил свой стиль: усилилась «фольклорная» составляющая его творчества, значительно упростился музыкальный язык. Среди поставангардных сочинений — около 150 произведений для хора а капелла (в их числе — циклы «Дороги фронтовые», «Колхозные поля»), а также для народного хора с оркестром народных инструментов.

Умер в Москве, похоронен на Введенском кладбище (18 уч.).

Наследие

Значительное количество сочинений Мосолова авангардного периода утрачено. В наследии Мосолова — 4 оперы («Герой», 1928; «Плотина», 1930; «Сигнал», 1941; «Маскарад», 1944, по драме Лермонтова), балет «Четыре Москвы» (1929; партитура утеряна), 7 симфоний (5-я симфония посвящена его второй жене Н. К. Мешко), концерты для фортепиано, виолончели, арфы с оркестром, 5 фортепианных сонат (третья утеряна), камерная и вокальная музыка.

С 1980-х гг. музыка Мосолова («авангардного» периода) всё чаще исполняется в России и за рубежом, наиболее часто — «Завод» (аудиозаписи Г. Н. Рождественского, Е. Ф. Светланова, Р. Шайи, И. Калицке). Фортепианные сонаты Мосолова записывали Даниеле Ломбарди (Lombardi), Штефен Шляйермахер (Schleiermacher), Джефри Дуглас Мадж (Madge), Х. Хенк и др. Сочинения поставангардного периода практически не исполняются.

Список сочинений

Произведения для музыкального театра

Оперы и оперетты

  • 1928 — «Герой», одноактная опера, либретто А. В. Мосолова, op.28
  • 1929—1930 — «Плотина», опера в 5 действиях и 10 картинах (посв. Н. Я. Мясковскому), либретто Я. Л. Задыхина, op.35
  • 1930 — «Крещение Руси», оперетта в трех действиях, текст Н. Адуева
  • 1939 — «Мой сын», либретто А. В. Мосолова
  • 1941 — «Сигнал», одноактная опера, либретто О. Литовского
  • 1944 — «Маскарад», одноактная опера в 6 картинах по одноименной драме М. Ю. Лермонтова

Балеты

  • 1927 — «Сталь», сюита из балета в 4-х эпизодах, op.19-a (утер.)
  • 1927 — «Четыре Москвы», четвёртый акт балета (три других акта балета были заказаны Л. Половинкину, Ан. Александрову и Д. Шостаковичу)

Симфонии

  • Симфония—op.20, 1928 г. (утер.)
  • Симфония E-dur в 4-х частях, 1944 г.
  • Симфония No.2 C-dur в 4-х частях, 1946 г.
  • Симфония-песня B-dur «Симфонические песни из жизни кубанских казаков-колхозников» в 4-х частях, 1949—1950 гг.
  • Симфония C-dur в 4-х частях, 1958—1959 гг.
  • Симфония No.3 a-moll «Четыре поэмы о целинной земле» — посв. Н. А. Федотову, 1961—1962
  • Симфония No.5 e-moll в 4-х частях—посв. Н. К. Мешко, 1965 г.

Произведения для солирующего инструмента с оркестром

  • Концерт No.1 для фортепиано с малым оркестром, op.14, 1926—1927 г.
  • Концерт No.2 для фортепиано с оркестром, op.34, 1932 г.
  • Концерт No.1 для виолончели с оркестром, 1935 г. (утер.)
  • Концерт для арфы с оркестром, 1939 г.
  • Концерт No.2 для виолончели с оркестром, 1937—1945 г.
  • Концерт для виолончели с оркестром на кабардино-балкарские темы, 1956 г. (утер.)
  • Эллегическая поэма для виолончели с оркестром (посв. А. П. Стогородскому), 1960 г.
  • Концерт No.3 для фортепиано с оркестром, 1971 г.

Оркестровые произведения других жанров

  • Завод. Музыка машин, симфонический эпизод из балета «Сталь», op.19, 1926—1928 гг.

Камерно-инструментальные произведения

  • Три лирические пьесы для альта и фортепиано, op.2, 1920-е гг.
  • Элегия для виолончели и фортепиано, op.2, 1920-е гг.
  • Соната No.1 c-moll для фортепиано, op.3, 1924 г.
  • Соната No.2 h-moll для фортепиано, op.4, 1923—1924 гг.
  • Легенда для виолончели и фортепиано, op.5, 1924 г.
  • Соната No.3 для фортепиано, op.6 (утер.)
  • Баллада-трио для кларнета, виолончели и фортепиано, op.10 (op.17), 1925 г.
  • Соната No.4 для фортепиано, op.11, 1925 г.
  • Соната No.5 d-moll для фортепиано, op.12, 1925 г.
  • Два ноктюрна для фортепиано, op.15, 1926 г.
  • Соната для альта соло, op.21-a, 1920-е гг. (утер.)
  • Струнный квартет No.1 a-moll, op.24, 1926 г.
  • Три пьески и два танца для фортепиано, op.23, 1927 г.
  • Туркменские ночи для фортепиано, 1928 г.
  • Две пьесы для фортепиано на узбекские темы, op.31, 1929 г.
  • Струнный квартет No.2 C-dur (Сюита на темы патриотических солдатских и партизанских песен 1812 года), 1943 г., вторая редакция 1963 г.
  • Танцевальная сюита для арфы 1940-е гг.
  • Четыре пьесы для гобоя и фортепиано, 1940 гг.
  • Четыре пьесы для фагота и фортепиано, 1940-е гг.
  • Две пьесы для виолончели и фортепиано, 1947 г.
  • Серенада для мандолины и фортепиано, 1950 г.
  • Три пьесы на темы песен кубанских казаков-колхозников для виолончели и фортепиано (пам. Н. Я. Мясковского), 1950—1951 гг.
  • Этюд для шестиструнной гитары, 1954 г.
  • Девять детских пьес для фортепиано, 1956 г.
  • Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано («Кабардинские сценки»), 1956 г.
  • Танец для скрипки и фортепиано, 1950 гг.
  • Струнный квартет на кабардинские темы, 1950-е гг.