Милецкий, Авраам Моисеевич
Авраам Моисеевич Милецкий (ивр. אברהם מילצקי, укр. Авраам Мойсейович Мілецький; 10 марта 1918, Киев — 16 июня 2004, Ашкелон, Южный округ) — советский и израильский архитектор. Почётный член Украинской академии архитектуры, профессор (с 1969 года). Лауреат Государственной премии СССР (1967).
Биография
Авраам Моисеевич Милецкий родился 10 марта 1918 года в Киеве. В 1941 году окончил архитектурный факультет Киевского инженерно-строительного института. Является учеником И. Ю. Каракиса.
В 1941—1945 годах — в РККА.
С 1946 года — в Государственном институте «Киевпроект».
С 1950 года — главный архитектор проектов, одновременно с 1967 года преподавал на архитектурном факультете Киевского художественного института, в 1969—1988 годах — профессор.
Член Союза архитекторов СССР.
По словам Н. Дёмина А. Милецкий является одним из архитекторов, внёсших наибольший вклад в формирование архитектурного образа Киева.
С 1991 года — проживал и работал в Ашкелоне (Израиль).
Проекты
Германия
- Монумент на месте встречи советских и американских войск-союзников в Торгау на Эльбе, Германия (1945)
УССР
- Ремесленное училище по ул. Кирилловской на Подоле (соавтор, 1949).
- Kомплексная застройка автодороги Киев—Харьков—Ростов-на-Дону (1954).
- Зал заседаний Президиума ЦК КП Украины.
- Гостиница «Москва» (1961, соавтор; c 2001 года называется «Украина») в Киеве. (Авторы были вынуждены сильно упростить проект по требованию властей).
- Автовокзал (1958—1961, соавтор).
- Ансамбль площади Славы (парк Вечной Славы с мемориалом Неизвестному солдату, 1957, соавт.) в Киеве.
- Дворец пионеров и школьников имени Н. Островского (1962—1965 гг., соавт.)
- Памятник в Новых Петровцах в честь форсирования Днепра советскими войсками в 1943 году.
- Инженерно-лабораторный комплекс Министерства дорожного строительства УССР (1971—1976 гг.).
- Здание института «Укрдорсвязь» (1976 г.).
- Гостиница «Салют» на площади Славы в Киеве (автор был вынужден значительно уменьшить этажность проекта по требованию властей).
- Историко-археологический и архитектурный комплекс парка-музея «Древний Киев» (соавт., 1968-91) — осуществлён частично.
- Археологический музей, Старокиевская гора — не осуществлён.
- Реконструкция застройки урочища Гончары-Кожемяки в Киеве — была начата, но осуществлена на небольшой части; впоследствии урочище застроено по другому проекту.
- Реконструкция Андреевского спуска в Киеве.
- Памятник философу Г. С. Сковороде (проект не осуществлён; установлен памятник других авторов).
- Проект Красной площади в Киеве (1972, не осуществлён).
- Проект памятника в Бабьем Яре (в котором погибла мать и бабушка автора) на конкурсе 1965 г. (в конечном итоге конкурс был отменён, а памятник был поставлен другим автором много позже).
- Крематорий на Байковом кладбище (1975).
- «Парк памяти», мемориально-погребальный комплекс на Байковом кладбище, совместно с художниками А. Ф. Рыбачук, В. В. Мельниченко) — разрабатывался 13 лет, но был реализован лишь частично; монументальная композиция «Стена памяти» уничтожена по распоряжению властей.
- Пейзажная аллея.
Награды и премии
- Государственная премия СССР (1967) — за архитектуру Дворца пионеров и школьников в Киеве.
Избранные публикации
- Парк-музей «Древний Киев» : историко-археологический и архитектурный комплекс / А. М. Милецкий, П. П. Толочко. Киев : Наукова думка, 1989
- Милецкий Авраам. Наплывы памяти. Редактор В. Левин. Иерусалим. Изд. Филобиблон. 1998 г. 128 с.+ 105 ил. Картонный переплёт, Чуть увеличенный формат.
Отзывы
Станислав Дёмин:
Вторая половина XX века, скажем так. Конечно, наследие Авраама Милецкого. Несправедливо, на мой взгляд, эти объекты не отнесены до сих пор к памятникам архитектуры, хотя, безусловно, являются памятниками архитектуры своей эпохи.
Андрей Пашенько:
…И то, что сделал в своё время Милецкий в этой части города, я считаю, это пример, которым следовало бы и восхищаться, и говорить о нём. Милецкий был автором памятника Славы и всей той территории, которая примыкает к памятнику Славы. Милецкий сумел очень корректно с авторским коллективом поставить бывший Дом пионеров, который не портит это место, и гостиницу «Салют». Вот это место, его визуальное соединение со старой и новой архитектурой — это пример, когда, не выпячиваясь, не крича, создана среда, которая объединила старую и новую часть Киева.
Михаил Кальницкий:
…Кстати, замечательный комплекс Милецкого в районе площади Славы, и рядом с тщательно проработанными его произведениями появилась ещё одна новостройка массивная, севшая на склоне, тяжёлая, ставшая фоном всему этому.