Ракетомоделизм
Ракетомоделизм — вид технического творчества, построение моделей ракет.
Запуски ракет можно проводить самостоятельно, организованно и на спортивных соревнованиях. Обязательным условием является соблюдение правил техники безопасности.
Конструкция ракеты
Простые модели строятся из лёгких материалов (картон, бальза) и используют одноразовые, твердотопливные двигатели.
Основные компоненты ракеты : головной обтекатель, корпус, направляющие кольца, стабилизаторы, двигатель и тормозная система (парашют или тормозная лента).
В качестве полезной нагрузки могут использоваться: миниатюрный альтиметр, фотоаппарат, видеокамера и другие устройства для проведения экспериментов и обучения.
Двигатель
Основные характеристики двигателей отражены на графике тяга-время где показаны время горения топлива и развиваемая тяга.
Классификация
Все двигатели подразделяются на классы в зависимости от суммарного импульса.
Маркировка
Двигатели промышленного производства имеют маркировку на корпусе, численные значения параметров указаны в документации.
США
Стандартная маркировка двигателей, сделанных в США, состоит из трёхзначного кода. Например, в обозначении B6-4:
- первая буква — класс суммарного импульса (для класса B — в интервале 2,51-5,0 Н/с).
- первая цифра — усреднённая тяга, измеренная в ньютонах (для B6-4 тяга равна 6 Н).
- вторая цифра — время горения замедлителя (в секундах) (для B6-4 — 4 секунды).
- Если вторая цифра — ноль (B6-0), то двигатель не имеет вышибного заряда или заглушки. Такие двигатели используются как первая ступень в многоступенчатых ракетах. Они сгорают и поджигают следующую ступень.
- Если вместо второй цифры — буква «P» (англ. plugged, например E9-P), то двигатель без вышибного заряда и имеет заглушку. Используются в моделях, где не нужна стандартная система спасения, например в ракетопланах.
Компании, производящие двигатели, могут также использовать дополнительные буквенные обозначения для разных типов горючего или других параметров, например:
- «T» — (англ. tiny — крошечный, например 1/4A3-3T) — серия двигателей компании Estes.
Пусковая установка
Назначение пусковой установки — обеспечить вертикальное движение ракеты, пока не будет достигнута скорость стабильного полёта.
С помощью направляющих колец ракета крепится на направляющий стержень перед стартом.
Основные компоненты пусковой установки: стартовая плита, направляющий штырь, пульт управления, провода для подачи электропитания.
Техника безопасности
Основные пункты техники безопасности принятые Национальной ассоциацией ракетомоделистов США (NAR):
- использовать только лёгкие (не металлические) материалы для головного обтекателя, корпуса, стабилизаторов.
- использовать только сертифицированные, не изменённые двигатели.
- использовать электрическую систему запуска и зажигания.
- в случае неудачного старта — не приближаться к модели раньше, чем через 1 минуту.
- во время старта находиться на безопасном расстоянии:
- 4,5 метра для двигателей класса D и менее мощных
- 9 метров для двигателей мощнее, чем класс D
- ракета не должна весить больше 1500 грамм и не должна содержать более 125 граммов топлива..
- не запускать ракету в какие-либо цели, облака или вблизи от самолётов и не размещать на ракете горючие или взрывчатые вещества.
- не пытаться достать ракету с линий элетропередач, высоких деревьев и других опасных мест.