Реактивный сверхзвуковой разведчик


Реактивный сверхзвуковой разведчик (РСР) — проект советского высотного реактивного самолёта-разведчика. Фактически, является предвестником и прообразом знаменитого Lockheed SR-71 Blackbird. Изначально разрабатывался как сверхвысотный и сверхскоростной носитель ядерного вооружения. Однако, в свете распространения в СССР ракетного вооружения, в том числе баллистических ракет с ядерными боеголовками, концепция самолёта изменилась в пользу высотного скоростного разведчика.

Разработка

Изначально проект реактивного самолёта-разведчика (РСР) задумывался как скоростной высотный бомбардировщик, способный нести ядерное вооружение. 4 марта 1954 г. П. В. Цыбин выступает с предложением создать новый самолет с небывалыми характеристиками. Максимальная скорость предполагалась 3000 км/ч, высота полета 30 000 м и дальность 14 000 км. Проект был одобрен в Кремле и началась разработка. однако вскоре из-за резкого развития в СССР ракетной техники у руководства страны сформировалось ложное представление о том, что именно ракеты в будущем станут главным носителем стратегического ядерного оружия. Из-за чего пришлось пересмотреть концепцию всей программы и сконцентрировать усилия на разработке высотного скоростного самолёта-разведчика.

Испытания

Проект РСР предполагал множество нетрадиционных решений, которые требовали проверки практикой. Для этих целей решено было построить натурную модель, представлявшую собой упрощённую версию самолёта. Это позволило проверить и подтвердить на практике большинство расчётных характеристик, заложенных в машину. Модель получила обозначение НМ-1.

Первый полёт НМ-1 состоялся 7 апреля 1959 г. Пилотировал машину дважды Герой Советского Союза лётчики испытатель Амет-Хан Султан. В результате проведённых испытаний расчетные характеристики на малых скоростях оказались полностью подтверждены. В том числе на критических и сверх критических режимах, взлете и посадке. Интересен тот факт, что при полете НМ-1 на предельно малой скорости сопровождавший его Як-25 не мог лететь «строем» и «проваливался». Также в отчётах испытания значится, что в управлении и посадке НМ-1 легче в управлении чем новейшие самолёты Су-7, Су-9 и МиГ-19, МиГ-21.

Производство

Первый опытный образец РСР начали строить на заводе № 256. Но собрать его полностью так и не успели. Помещения ОКБ и производственные мощности были переданы заместителю главного конструктора A. И. Микояна по беспилотной ракетной тематике А. Я. Березняку. А 1 октября 1959 г. весь личный состав ОКБ-256 был переведен в ОКБ-23 главного конструктора В. М. Мясищева.

29 сентября 1960 г. первый опытный экземпляр РСР был готов для испытаний на аэродроме в Жуковском. Одновременно с этим на бывшем ремонтном заводе № 99 в Улан-Удэ строилась опытная установочная партия из 30 самолетов РСР, получившими обозначение Р-020. Но в октябре 1960 г. В. М. Мясищева отстраняют от должности главного конструктора ОКБ-23 и переводят начальником ЦАГИ. ОКБ-23 приказом сверху полностью переподчиняется главному конструктору ОКБ-52 В. Н. Челомею. Работы по доводке РСР постепенно сворачиваются, а уже летом 1961 г. весь состав бывшего ОКБ-256 вместе с руководством во главе с П. В. Цыбиным перешел в подчинение Министерства среднего машиностроения. В дальнейшем Цыбин переведён в космическую отрасль и занимался уже созданием космических кораблей типа Союз.

Уже построенные на заводе № 99 три самолета Р-020 с двигателями Р-11Ф и готовые к сборке еще 10 машин были отправлены в металлолом согласно годовому плану 1961 г. Программа РСР была закрыта.

Лётно-технические характеристики



Имя:*
E-Mail:
Комментарий: