SWAT 4

07.02.2021

«SWAT 4» (англ. Special Weapons And Tactics 4 — рус. Особое тактическое подразделение 4) — компьютерная игра, тактический шутер от первого лица, разработанный компанией Irrational Games и изданный 5 апреля 2005 года компанией Vivendi Universal Games. Игра создана на игровом движке Vengeance Engine, который является переработкой Unreal Engine 2.5. В SWAT 4 игрок командует тактическим подразделением SWAT для решения различных ситуаций, таких как освобождение заложников или захват опасных преступников. 28 февраля 2006 года к игре было выпущено дополнение «SWAT 4: Синдикат Стечкина».

Разработка

28 апреля 2004 года появилась новость о том, что разработка новой игры от Irrational Games — SWAT: Urban Justice остановлена. Вместо неё началась разработка игры SWAT 4. Также появились несколько новых скриншотов новой игры.

9 сентября 2004 года в сети появились ещё три скриншота.

6 октября 2004 года игровой сайт GameSpot выпускает свой первый предобзор игры. В нём он отмечает, что «игра действительно представляет собой тактический командный шутер», который является продолжением SWAT 3: Close Quarters Battle.

7 декабря 2004 года появился первый ролик, показывающий геймплей игры, в котором протагонист продвигается через облако слезоточивого газа, что заставляет его беспрерывно кашлять.

22 февраля 2005 года вышел официальный набор «Fansite Kit», который вмещал в себя все необходимые материалы для создания своего собственного фан-сайта игры (логотипы, текстуры, обои, скриншоты, Java-скрипты и так далее). В этот же день вышла первая демоверсия игры. Демоверсия вмещала в себя миссии из кампании, а также быстрые миссии и редактор быстрых миссий.

19 марта 2005 года стало известно о том, что игра отправилась «на золото».

5 апреля 2005 года игра была выпущена на территории США, 8 апреля на территории Евросоюза.

20 июня 2005 года вышел единственный патч игры, который добавлял несколько видов оружия и исправлял множество ошибок.

16 ноября 2005 года на официальном сайте игры был опубликован пакет из 8 быстрых миссий.

Игровой процесс

Однопользовательская игра

Одиночная игра состоит из обучения, карьеры (кампании) и редактора миссий.

Карьера

Режим карьеры представляет собой ряд из тринадцати последовательных миссий. Перед каждой миссией игрок может пройти инструктаж:

  • получить задания и описание к миссии;
  • осмотреть схему места события и выбрать точку входа для штурма;
  • ознакомиться со списком известных подозреваемых и заложников;
  • изучить хронологию событий;
  • выбрать снаряжение группы захвата.

Группа захвата

В группу захвата входит пять бойцов с засевшими снайперами в определённых точках.

К шлему каждого бойца подразделения прикреплена видеокамера, с помощью которой можно наблюдать за действиями подчинённого и отдавать через неё приказы. Их следует отдавать аккуратно, так как команда идёт «напролом» к указанной цели и может проложить маршрут движения через ещё не зачищенные комнаты.

Подчинённый боец никогда не использует боевое оружие неоправданно, но иногда бывает так — если подчинённый боец стреляет в преступника и между бойцом и преступником есть заложник или боец, то боец может «случайно» ранить или убить бойца или заложника. При этом преступник может остаться жив или даже убежать. Таким образом напарник может провалить задание, «случайно» убив заложника. Также, когда офицер стреляет в преступника, или преступник стреляет в офицера, во время стрельбы заложник с перепуга может начать бегать по помещению и пересечь линию огня, то есть заложник сам может лезть под пули. Пули FMJ пробивают тело насквозь, поэтому пуля может пройти навылет через подозреваемого и попасть в заложника или подчинённого бойца.

Если ранить подчинённого в голову (или несколько раз задеть какую-либо другую часть тела), то подразделение расценит это как предательство и начнёт стрелять в игрока.

Снайперы стреляют только под управлением главного героя. Ими также можно ранить любого члена команды и даже убить самого себя.

Ход миссии

Каждая миссия выполняется подразделением, состоящем из пяти бойцов (командир, управляемый пользователем, и четверо подчинённых). Кодовый цвет подразделения — золотой, его также можно разделить на две группы по два бойца: красную и синюю (командир в них не входит). Командир может отдавать приказы как отдельной группе, так и всему подразделению сразу (переключение между приказами группам и подразделению осуществляется кнопкой «Tab»). К каждому заданию будет предложено выбрать снаряжение для каждого бойца подразделения (Во время миссии заменить оружие или использовать то, что выпало у преступника/преступников, нельзя. Оружие выпавшее, у арестованных либо уничтоженных преступников, считается уликой. Вы обязаны, подобрать это оружие, независимо от того арестовали вы или убили преступника/преступников, дабы затем оно было бы представлено следствием, как улика).

Для выполнения миссии требуется выполнить все задания (в основном это обезвреживание подозреваемых и спасение заложников), а также набрать определённое количество очков, которое зависит от выбранного уровня сложности. За безупречное прохождение миссии, игроку начисляются 100 очков и виртуальное звание старшего инспектора.

Уровень сложности, который определяет количество требуемых для победы очков, количество преступников, их тренированность (насколько метко они стреляют) и уровень морали подозреваемых, может быть изменён перед прохождением каждой миссии. После прохождения миссии сохраняется набранное количество очков для каждого выбранного уровня сложности. При неоднократном прохождении одной миссии на одном уровне сложности сохраняется максимальный результат.

Уровни сложности и соответствующее минимальное количество очков, требуемое для выполнения миссии:

  • низкий: 0 очков (достаточно выполнить все задания);
  • средний: 50 очков;
  • сложный: 75 очков;
  • предельный: 95 очков.

При прохождении миссии на предельном уровне сложности следует учитывать, что при ранении игрока снимают 5 очков (при том, что на уровнях есть места, где командир может упасть и получить повреждения ног, которое засчитается ранением), при ранении заложника 5 очков, если в него попадёт пуля в любую часть тела или взорвётся рядом взрывчатка. Если хотя бы один преступник погибнет (неважно от чьей пули), снимут более 5 очков и невозможно будет набрать 95.

На полученные в миссии очки влияют:

  • количество арестованных, тяжелораненых и убитых подозреваемых
  • процент рапортов и подобранных улик (оружия) от общего требуемого количества
  • факты неоправданного применения оружия, из-за которого подозреваемые стали тяжелоранеными или убитыми
  • факт тяжёлого ранения напарников (если их подстрелил подозреваемый)
  • факт лёгкого или тяжёлого ранения напарников, если их подстрелил командир (игрок)
  • факт любого ранения бойца, которым управляет пользователь (кроме нелетального дробовика, силуэт тела будет красным, как будто игрок ранен, на самом деле он не ранен, но будет хромать и стрелять не так метко. Также силуэт может быть не красным нигде, как будто игрок не ранен, но на самом деле может быть ранен, от взрыва шоковой или взрывчатки)
  • факт ранений и убийств заложников
  • не сделанные доклады о потерях напарников
  • обезвреживание бомб

Дополнение — за лёгкие ранения преступников (пуля попала любую часть тела, но не убила и не тяжело ранила) очки не снимаются.

Строчка «Неоправданное применение оружия НД» означает что преступник был неоправданно тяжело ранен из смертельного оружия. К оружию несмертельного действия данная строчка никакого отношения не имеет.

Штрафы за неоправданное применение смертельного оружия даются только в случае смерти или тяжёлого ранения (то есть потери сознания) подозреваемого. Если взорвётся шоковая рядом (не больше метра) с заложником — снимут очки. Если взорвётся светошумовая граната рядом с кем угодно — очки не снимаются. Газовая граната никакого урона не наносит. Также если шоковая или светошумовая гранаты взорвутся около взрывчатки (красные коробки с бензином, зелёные баллоны, петарды), последние сдетонируют.

Смерть персонажа игрока означает незамедлительный провал миссии независимо от прогресса (количества оставшихся невыполненных заданий). Дальнейшее управление подчинёнными бойцами после смерти командира невозможно: миссию требуется начинать сначала. При этом, по замыслу разработчиков игры, бойцы спецназа, находящиеся под управлением ИИ, не могут умереть (подстреленные считаются только тяжело ранеными). «Потеря» подчинённого бойца никогда не влечёт к провалу миссии. Смерть заложника также приводит к провалу операции в любой из миссий карьеры.

Перед каждой загрузкой миссии все заложники и подозреваемые, включая бомбы, располагаются в локации случайным образом (также может варьироваться и их количество), что увеличивает реализм и сложность игры.

Заложники и подозреваемые

Наиболее желательным является арест подозреваемых. Следует учесть, что в подозреваемого недопустимо стрелять из боевого (смертельного) оружия, если тот не целился в кого-либо. Если подозреваемый будет тяжело ранен (снимут 5 очков) или убит (снимут 10 очков) и при этом он ни в кого не целился, то это будет расценено как неоправданное применение боевого оружия. Это объясняется тем, что преступники могут заставить заложника взять в руки оружие, чтобы отвлечь группу захвата. По этой же причине слово «преступник» в игре не используется, употребляется только слово «подозреваемый».

В игре заложников также требуется заковать в наручники, так как по замыслу он может оказаться преступником. Чтобы арестовать человека, следует убедить его сдаться криками (нередко требуется предварительное применение силы). Уровень внушаемости у каждого человека (как у подозреваемых, так и у заложников) разный: некоторым достаточно одних криков, а некоторые даже после использования нелетальных средств сдаются крайне неохотно. В поздних миссиях карьеры зачастую приходится сочетать несколько различных средств нелетального действия для подавления воли.

Сдавшийся подозреваемый или заложник становится на колени, поднимает руки вверх и бросает оружие на землю, если оно имеется (в поздних миссиях подозреваемый может иметь при себе одновременно 2 единицы огнестрельного оружия, при этом второе может быть спрятано за одеждой). В таком положении игрок может заковать его в наручники или приказать сделать это подчинённому бойцу. Ставший на колени человек уже никогда на протяжении миссии не встанет, а брошенное оружие должно быть подобрано отрядом спецназа.

Противник может не только сдаться или не сдаться: нередко он пытается совершить побег. Иногда он предварительно делает вид, будто собирается сдаться (поднимает руки над головой). При побеге подозреваемый никогда не покидает пределы локации, а только прячется в одной из комнат и поджидает. Убегающий подозреваемый ставит пользователя в затруднительное положение, так как стрелять в человека, который не направлял в чью-либо сторону оружие, недопустимо. А попытка угнаться за ним в другие комнаты часто заканчивается трагично: игрока может застрелить другой подозреваемый. Кроме того, убежавший подозреваемый вполне может осесть в комнате, которая уже была зачищена группой захвата.

Подозреваемый может свободно передвигаться по территории или выжидать противника. Наиболее опасными являются те выжидающие, которые до этого бежали от группы захвата, и те, которые находятся в очень небольших комнатах (туалеты, кладовки и тому подобные помещения). Последние могут начать стрельбу, как только дверь начнёт открываться (то есть даже ещё не увидев бойца спецназа).

Когда подозреваемый стреляет в офицера, он не «проверяет» есть ли кто-нибудь перед ним. Таким образом в перестрелке может погибнуть подозреваемый или заложник, хотя группа захвата использовала только нелетальное оружие. За смерть подозреваемого снимут более 5 очков (неважно от чьей пули он погиб, даже если подозреваемый застрелил другого подозреваемого — виновата группа захвата). Если спецназ тяжело ранит заложника, снимут 10 очков.

Редактор заданий

Во встроенном редакторе заданий игрок может создать новые миссии для однопользовательского режима на основе уже существующих локаций. Несколько созданных миссий можно группировать в серию миссий.

Для каждой создаваемой миссии игрок может выбрать набор целей, которые должен достигнуть игрок для успешного прохождения миссии (избежать потерь среди гражданских лиц, не допустить гибели преступников и так далее). Далее создатель миссии может зафиксировать «пакет» оружия и снаряжения для бойцов так, чтобы желающий пройти миссию игрок не мог изменить его (несколько наборов уже доступно изначально). Доступна также опция «Герой-одиночка», которая оставляет игрока без группы захвата.

Затем предлагается редактировать состав преступников и заложников: изменять список типажей, задавать диапазон их количества (максимальный предел зависит от размера локации) и морального духа (влияет на поддаваемость к аресту). Из выбранных диапазонов после запуска миссии будет выбираться случайным образом определённое число. Моральный дух будет даваться каждому человеку индивидуально из заданного диапазона. Преступникам дополнительно можно выбрать доступное для них оружие и уровень выручки.

Под конец можно написать описание к миссии. В редакторе есть несколько тегов форматирования текста, схожих с BBCode.

Многопользовательская игра

Многопользовательский режим имеет ряд отличий тактической составляющей и набора снаряжения (а также их работы).

  • Кооператив
  • Сопровождение VIP (охрана)
  • Забаррикадированные подозреваемые (штурм)
  • Быстрое развёртывание (чрезвычайная ситуация)

Во всех режимах игры кроме совместной игроки делятся на две команды: спецназ (SWAT) и преступники (suspects). Отряд спецназа получает синюю форму с ярким синим индикатором на спине. Преступники получают костюм цвета хаки с красным индикатором на спине.

Штурм

В режиме «Штурм» у обеих команд одинаковая задача: набрать в сумме как можно больше очков до истечения времени раунда.

Очко набранное игроком попадает как в личный зачёт, так и в командный. Если игрок покинет игру, то набранные им очки у команды не отнимутся. За убийство соперника даётся одно очко, за арест — 5 очков. Арест противника возможен только, когда тот находится под действием нелетального оружия. В игре возможны и командные убийства, если эта возможность не отключена в настройках сервера. Убийство товарища по команде наказывается штрафом в 3 очка. Командный арест невозможен.

Охрана

В «Охране» заимствована система начисления очков от режима «Штурм». Однако это скорее декоративный элемент, поскольку задачей команд являются:

  • преступникам: арестовать VIP, удерживать его в заложниках в течение двух минут, а затем убить
  • спецназу: проводить VIP к определённому месту (точка «Выхода»)

VIP — весьма именитая персона в белом костюме, находящаяся под управлением одного из игроков команды спецназа по случайному выбору сервера. VIP меняется с началом каждого раунда.

Обе команды не должны допустить гибели VIP (кроме команды преступников после двухминутного удержания его в заложниках), так как это приведёт к победе противника в текущем раунде. На большинстве серверах некорректное убийство VIP наказывается выдачей провинившемуся игроку набора нелетальных средств (Benelli Nova НД, тазер, газовая и светошумовая граната, блокиратор и волоконно-оптическая камера) на раунд, после чего набор оружия будет восстановлен. Самоубийство или отключение от сервера VIP приводит к ничье в раунде.

Снаряжение VIP выдаётся сервером (настройки можно изменить):

  • «VIP Colt M1911» (серебристого цвета и значительно слабее обычного)
  • «VIP Grenade» (газовая граната, визуально не отображаемая на поясе персонажа)
  • блокиратор и аэрозоль

Заработанные игроками очки никаким образом не могут дать победу команде. Если время раунда истечёт до того, как определится победитель, то будет объявлена ничья.

Чрезвычайная ситуация

Здесь сохраняется система начисления очков первых двух режимов, но они не влияют на определение команды-победителя в игре. Задачи другие:

  • спецназу: обезвредить все бомбы
  • преступникам: не допустить обезвреживания всех бомб

Обезвреживание бомбы производится с помощью спецсредств (инструмент, который также используется для взлома дверных замков и снятия наручников). Если время раунда истекает и хоть одна бомба остаётся в рабочем состоянии, то она взрывается и преступники побеждают. Если спецназ успевает обезвредить все бомбы до окончания времени, то раунд заканчивается и объявляется победа спецназу.

Совместная игра

Этот режим представляет собой многопользовательскую адаптацию прохождения миссий из одиночной игры. В отличие от соревновательных режимов игры, здесь нет разделения игроков на команды и отсутствуют возрождения. Несмотря на это, в кооперативном режиме используется набор снаряжения и его особенностей, присущий остальным режимам многопользовательской игры.

  • Если игрок умирает, ему приходится ждать, пока остальные игроки не погибнут или не выполнят миссию
  • Некоторые игроки могут намеренно портить игру команде (в кооперативном режиме это создаёт значительно больше помех, чем в остальных режимах)
  • Возможно сильное несовпадение тактик отдельных игроков (некоторые хотят действовать безупречно, арестовывая всех подозреваемых, а для некоторых главное — скорее пройти миссию с наименьшим риском погибнуть)

Сервер

Возможности администратора сервера во время игры ограничиваются возможностями кика (отстранения игрока от сервера) и бана (отстранение с запретом на дальнейший вход на сервер). Однако существуют неофициальные модификации, которые значительно расширяют эти возможности: Gez Mod (последняя версия была выпущена в марте 2007 года) и Mark Mod (дополняет Gez Mod, обновляется до сих пор) — которые используются создателями большинства серверов игры.

Сюжет

Сюжет игры представлен исключительно описаниями к миссиям кроме обучения, где раскрывается в процессе прохождения. К каждой миссии даётся инструктаж от командования (голосовой и текстовый), описание объекта событий с картой и возможными точками входа, список известных подозреваемых и заложников. Иногда имеется запись телефонного звонка в службу спасения, которую можно прослушать. Выбор точки входа определяется игроком. Раненые и убитые гражданские независимы от исхода миссии. Само действие происходит в 2008 году, кроме обучения, которое происходит за несколько лет до основных событий — в дополнении «Синдикат Стечкина» действие происходит немного ранее: в 2006 году.

Миссии

Оружие и снаряжение

Оружие и снаряжение, которое может использовать боец спецназа в рамках одной миссии, ограничено реализмом игры. Кроме того, все огнестрельные орудия имеют реалистичную отдачу, кучность стрельбы и другие характеристики в зависимости от самого оружия, состояния стрелка (есть ли ранения и в какие части тела), и положения стрельбы. На каждое задание командир спецназа может выбрать снаряжение и раздать его команде: основное оружие, личное оружие, 5 спецсредств, средство для взлома дверей.

Рецензии и награды

Рецензии в зарубежной прессе

Один из крупнейший зарубежных интернет-обозревателей GameSpot, присудил игре 8.5 баллов из 10. В заключение обзора GameSpot добавил что «Как реалистичный симулятор спецназа, SWAT 4 является хитом, несмотря на слабую графику. Если вам понравился SWAT 3 — вам надо купить копию игры SWAT 4».

Игровой журнал PC Gamer присуждает игре 79 из 100 баллов. Он отмечает «Игра имеет реалистичность и хардкорность, погружённое чувство»

Игровой ресурс GameSpy выставил игре 4.5 баллов из 5. В своём вердикте он привёл хорошие и плохие стороны игры. Хорошие: оригинальный командный геймплей, элегантный интерфейс, случайный респавн врагов, множество режимов мультиплеера включая кооперативное прохождение. Плохие: плохая, устаревшая графика, нет возможности играть кооперативный режим с ботами.

Игровой обозреватель GamePro отдал игре 4 балла из 5. В своём обзоре он отметил что «Игра не является ударом многим умам, но игру, как тактический шутер можно играть без напряжения».

Крупнейший игровой интернет-ресурс IGN дал игре 9/10 баллов. В заключение обзора он отмечает «Если вы ищете новый тактический шутер, который обеспечивает как хорошую одиночную игру, так и мультиплеерную, то SWAT 4 как раз для вас».

Обзоры в русскоязычной прессе

В своём обзоре Absolute Games присуждает игре 88 из 100 баллов. В заключение было сказано «Проведя за игрой уйму времени, я признаю, что незначительные придирки не помешают SWAT 4 стать лучшим тактическим шутером 2005 года».

Крупный отечественный игровой ресурс PlayGround.ru награждает игру 8.5 из 10 баллами, отмечая, что «SWAT 4 — невероятно глубокий, красивый и лёгкий в освоении тактический шутер, а по совместительству — вторая замечательная игра от американо-австралийского коллектива за этот год».

Игровой журнал Игромания даёт игре 9 баллов из 10. В вердикте сказано, что «SWAT 4 из тех игр, которые хочется переигрывать снова и снова».

Награды

17 мая 2005 года от российского обозревателя Absolute Games игра получила награду «Наш выбор», отметив в своём обзоре что «незначительные придирки не помешают SWAT 4 стать лучшим тактическим шутером 2005 года».

9 марта 2006 года, в журнале Игромания, в рубрике «Лучшие игры 2005» игра была награждена 20 местом. Обозреватель отметил что «Каждая игровая миссия — настоящий мини-шедевр: со своими неожиданными поворотами, сюрпризами и напряжёнными моментами. В итоге — почётное место в нашем хит-параде.»