Бурлаки на Волге

08.03.2021

«Бурлаки на Волге» — картина русского художника Ильи Репина, созданная в 1870—1873 годах. Изображает артель бурлаков во время работы.

Картина имеет размеры 131,5×281 см и находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.

История создания

Согласно воспоминаниям художника, замысел картины возник ещё в 1869 году, когда во время работы над конкурсной картиной «Иов и его друзья» он вместе с Константином Савицким поехал на Неву на этюды. Увиденные им там впервые бурлаки произвели на Репина сильное впечатление своим контрастом с жизнерадостным обществом и живописной природой. Тогда же был создан первый акварельный эскиз картины, включавший помимо собственно бурлаков и контрастировавших с ними дачников. Такая композиция картины была раскритикована Фёдором Васильевым как «искусственная» и «рассудочная». Последний, вместе с Иваном Крамским, нашли стеснённому в то время в средствах Репину необходимые для поездки на Волгу 200 рублей.

К этому же времени относится демарш Репина по поводу его возможного исключения из Академии художеств в связи с нежеланием сдавать экзамены по общеобразовательным предметам. Репин подал заявление об увольнении, которое не было удовлетворено, вместо этого ему была обещана заграничная стажировка и оплачен проезд по Волге от Твери до Саратова. В мае 1870 года группа в составе Ильи Репина, его брата Василия, Фёдора Васильева и Евгения Макарова на пароходе компании «Самолёт» отправилась в путешествие.

В 1870 году Репин создал рисунок карандашом в размере 18,3×32,7 см. Этот эскиз сегодня находится в Третьяковской галерее в Москве (№ 11488). Из эскиза возникла первая версия в масле в формате 23,5×50,5 см (Третьяковка, № 708). В марте 1871 года временная версия картины была выставлена в Санкт-Петербурге и награждена призом. В марте 1873 года Репин закончил работу.

Эскизы к картине

  • Бурлаки на Неве. Один из первых эскизов

  • Алёшка поп

  • Бурлак («Солдат»)

  • Голова бурлака

  • «Как за хлеб, так за брань»

  • Левка дурачок

  • Рыбинск

  • Левка-дурачок. Голова Канина

  • Бурлаки на Волге. Эскиз-вариант.

  • Нижний Новгород. Кремль

  • Бурлаки на Волге. Эскиз

  • Нижний Новгород. Вид из Кремля на ярмарку

  • Саратов

  • Стога. Курумча

  • Канин

  • Один из эскизов к «Бурлакам»

  • Волжский пейзаж «Воровская»

  • Бурлаки идущие вброд, 1872, Холст, масло. 62 × 97 см, ГТГ

  • Бурлаки, тянущие лямку
  • Бурлак1
  • Бурлак 1870—1873.
  • Волжский пейзаж с лодками
  • «Бурлак» Этюд к картине «Бурлаки на Волге».
  • Бурлаки у костра 1870—1872.

Отношение автора к бурлакам

Один из отзывов Репина о бурлаках:

— Какой, однако, это ужас, — говорю я уж прямо. — Люди вместо скота впряжены! Савицкий, неужели нельзя как-нибудь более прилично перевозить барки с кладями, например буксирными пароходами?

— «Далекое близкое» (Автобиография), Илья Репин.

На картине вдали изображен буксир, как символ прогресса, никак не доходящий до простых людей в России.

Другой, более поздний, отзыв был таким:

«Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу. Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их отношениях к хозяевам и этим мальчикам-кровопийцам».

Но меня это нисколько не занимает: нет, вот этот, с которым я поравнялся и иду в ногу, — вот история, вот роман! Да что все романы и все истории перед этой фигурой! Боже, как дивно у него повязана тряпицей голова, как закурчавились волосы к шее, а главное — цвет его лица!

— «Далекое близкое» (Автобиография), Илья Репин.

Владимир Стасов поощрял композиционные изменения, сделанные художником, назвав предыдущий вариант полотна «почти еще только эскизом» и с удовлетворением отмечал, что последний вариант картины уже сделан «не для того, чтобы разжалобить и вызвать гражданские вздохи», а с целью показать в первую очередь «виденные типы и характеры».

Дальнейшая судьба картины

Картина была впервые выставлена в Санкт-Петербурге в марте 1873 года на художественной выставке произведений живописи и скульптуры, предназначенных для отправки в Вену на Всемирную выставку. Выставка вызвала много печатных откликов, обсуждавших противостояние реалистической и академической живописи. Публика разделилась на «репинцев» и тех, кто предпочёл «Христа и грешницу» — картину, написанную в Риме академистом Семирадским. Академист Фёдор Бруни, например, разнёс «Бурлаков» как «величайшую профанацию искусства». Консервативный публицист Алексей Суворин также яростно атаковал произведение Репина.

В то же время Стасов и Крамской приняли полотно восторженно как подлинный триумф национального гения, сопоставимый с реалистическими произведениями Гоголя. В своём «Дневнике писателя» Фёдор Достоевский проанализировал картину Репина и высказался о ней как о подлинном торжестве правды в искусстве. Владимир Короленко скопировал гравюрную репродукцию и повесил её у себя в комнате. На Всемирной выставке картина завоевала бронзовую медаль и была куплена за 3000 рублей великим князем Владимиром Александровичем, который повесил её в бильярдной комнате Владимирского дворца:

Надо правдy сказать, что великомy князю картина эта искренне нравилась. Он любил объяснять отдельные характеры на картине: и расстригy попа Канина, и солдата Зотова, и нижегородского бойца, и нетерпеливого мальчишкy — yмнее всех своих старших товарищей; всех их знал великий князь, и я слышал собственными yшами, с каким интересом он объяснял все до самых последних намеков даже в пейзаже и фоне картины.

— И. Е. Репин «Далёкое близкое»

Стасов в своей статье «Наши итоги на всемирной выставке» в качестве характерного отзыва иностранной прессы привёл суждение французского критика Жюля Кларети, который признавал картину очень русской по духу: «Несчастные создания, идущие в лямках, потеют и истощаются в своей работе. Азиатская жарища пожгла их. Старые и молодые, все они страшные, их примешь, пожалуй, за всклокоченных и свирепых зверей в человечьем образе. Тут сошлись вместе все ужасающие худобы, все лютые дикости. Это картина поразительная, она в самом деле раскрывает горизонты на русский народ».

Нюансы картины

Флаг

Флаг торгового флота, поднятый на расшиве, изображён перевёрнутым. Существует несколько объяснений этому.

  • Флаг укреплён неправильно по небрежности, а художник просто зафиксировал этот факт, не придавая ему никакого другого, скрытого смысла.
  • В морском деле перевёрнутый флаг означает сигнал бедствия. См. также на картинах близкого периода: перевернутый флаг, когда у судна проблема с парусом на картине «На реке. Ветреный день» (1869) Ф. А. Васильева, правильные флаги на картинах «Волга» (1887) И. К. Айвазовского и «Свежий ветер. Волга» (1895) И. И. Левитана. Также в левой части картины на судне бело-сине-красный флаг (верная последовательность).

Морда

На переднем плане перед бурлаками изображена старая морда для ловли рыбы с привязанным грузилом-камнем, валяющаяся на берегу.

Пароход

На заднем плане справа изображён пароход.

В культуре

На набережной Волги в Самаре 11 сентября 2014 года в ознаменование 170-летия со дня рождения И. Е. Репина состоялось открытие бронзовой скульптурной композиции «Бурлаки на Волге». В раме-мольберте перед зрителями на фоне реки и неба предстаёт трёхмерная копия изображенных великим художником на знаменитой картине фигур бурлаков; на втором плане виднеется и баржа. Высота скульптурной композиции — 1,5 м, высота постамента – около 1 м. Автор — самарский скульптор Николай Куклев.