Ганеша-пурана

08.03.2021

«Ганеша-пурана» (санскр. गणेश पुराणम्, gaṇeśa purāṇam IAST) — священный текст индуизма на санскрите, одна из Пуран, относимых к категории упа-пуран. Посвящена индуистскому богу Ганеше и включает в себя множество связанных с Ганешей легенд и ритуальных элементов. Наряду с «Мудгала-пураной», «Ганеша-пурана» является одним из основных священных текстов для последователей традиции ганапатья. «Ганеша-пурана» датируется учёными периодом с XII по XVI век. Авторство её приписывается последователям традиции ганапатья. «Ганеша-пурана» провозглашает бога Ганешу проявлением Сагуна-брахмана (Брахмана, имеющего атрибуты) и даёт свою интерпретацию пуранических историй, в которой подчёркивается особая роль Ганеши и объясняются его взаимоотношения с другими божествами. В «Ганеша-пуране» представлены различные способы поклонения ганапатьев, их основные верования и философские позиции.

Структура

Ганеша-пурана состоит из двух частей (khaṇḍa IAST):

  • Упасана-кханда (upāsanākhaṇḍa IAST) — «Часть преданности» — состоит из 92 глав.
  • Крида-кханда (krīḍākhaṇḍa IAST) — «Часть божественных игр» — состоит из 155 глав. Эту часть так же иногда называют Уттара-кханда (uttarakhaṇḍa IAST).
  • Глава 46 Упасана-кханды включает в себя текст гимна, являющегося основой для Ганеша-сахасранама-стотры, которую ежедневно читают в большинстве храмов не только посвящённых Ганеше, но и в храмах Шивы, Деви и в частной религиозной практике.

    Ганеша-гита

    Главы 138—148 Крида-кханды составляют Ганеша-гиту — один из важных текстов традиции Ганапатья

    Критический анализ Ганеша-Гиты, по мнению Кришнана, показывает, что порядка 90 % текста, с минимальными изменениями, взяты из Бхагавад-гиты, повторяет её же темы — Карма-йога, Бхакти-йога и Джняна-йога — и выводит Ганешу, как божество, которому посвящена пурана, на роль верховного божества. Текст так же представляет собой беседу раджи Варенейи и Гаджананы, аватары Ганеши.

    Четыре аватары Ганеши

    В Крида-кханде рассказывается о четырёх аватарах Ганеши, каждая из которых приходила в мир в различных югах — этот список полностью отличается от списка восьми аватар Ганеши, который находится в «Мудгала-пуране».

    • Махатката Винаяка (mahotkaţa vināyaka IAST). Он имеет десять рук и красный цвет лица. Его вахана — лев или слон (согласно разным источникам. Он родился в Крита-юге как сын Кашьяпы и Адити — отсюда его имя-эпитет Кашьяпах (kāśyapaḥ IAST) — Потомок Кашьяпы. В этой аватаре Ганеша воплотился ради убийства братьев-демонов Нарантаки (narāntaka IAST) и Девантаки (devāntaka IAST), а также демона Дхумракши (dhūṃrākşa IAST).
    • Маюрешвара (mayūreśvara IAST). У него шесть рук и белый цвет лица. Его вахана — павлин. Он родился в Трета-юге и его родители — Шива и Парвати. Воплотился ради убийства демона Синдху. В конце воплощения он дарует своего павлина своему младшему брату Сканде, чьей ваханой сегодня павлин и является.
    • Гаджанана (gajānana IAST). У него шесть рук и красный цвет лица. Его вахана мышь (или крыса). Родился в Двапара-юге у Шивы и Парвати с целью убить демона Синдура (Sindūra IAST — названого так из-за красно-розового цвета лица [см. Синдур]). Именно в этой воплощении Ганеша дарует радже Варанее знание Ганеша-гиты. Отличительной особенностью этой аватары является то, что именно в ней Ганеша говорит радже Варанее, что вся Вселенная и все боги создаются им, Гаджананной, и в конце творения все вернутся к нему, включая Брахму, Вишну и Махешвару (Шиву).
    • Дхумракету (dhūmraketu IAST). Он серого цвета, как зола или дым (dhūmra IAST) и у него две или четыре руки. Его вахана — синий конь. Он должен прийти в конце Кали-юги ради убийства многочисленных демонов. Греймс отмечает, что существует параллель между этой аватарой Ганеши и десятой аватарой Вишну, который так же должен прийти в конце Кали-юги, но на белом коне.