Распутин и императрица


«Распутин и императрица» — американская историческая драма 1932 года о возвышении и убийстве Григория Распутина.

Изображение в фильме княгини Ирины Романовой, порочащее её честь, вызвало её исторический иск к кинокомпании, породивший ставшую стандартом в голливудских фильмах юридическую оговорку: «Все имена и события вымышленны, любые совпадения с реальными людьми и событиями случайны».

Автор сценария фильма Чарльз МакАртур в 1934 году был номинирован на Премию «Оскар» за лучший литературный первоисточник.

Сюжет

1913 год, Российская империя под правлением царя Николая II. Наследник престола цесаревич Алексей болен гемофилией, и небольшое кровотечение грозит ему смертью. Врач императорской семьи доктор Ремезов бессилен остановить кровотечение у мальчика. Княгиня Наташа, фрейлина императрицы Александры и невеста князя Павла Чегодаева, советует пригласить целителя Григория Распутина. Тот убеждает императрицу, что послан Богом, чтобы вылечить ребёнка. Ему удаётся вылечить цесаревича.

С влиянием, которое Распутин получает над благодарными родителями, он начинает заменять своими людьми свиту императорской семьи, в чём ему помогает, преследуя свои цели, глава тайной полиции. Князь Павел Чегодаев опасается, что действия Распутина приведут к гибели Империи. Однако, даже Наташа верит в Распутина и предупреждает его, что Павел намеревается убить его. Попытка князя Чегодаева застрелить Распутина проваливается: тот принял меры предосторожности, надев скрытый металлический нагрудник. Император Николай II заставляет Павла уйти в отставку, когда тот признает, что пытался убить Распутина.

Убедившись в неуязвимости и набрав власть, Распутин начинает оказывать знаки внимания великой княгине Марии, дочери Николая II. Наташа узнав об этом приходит в ярость и кричит, что расскажет об этом императрице. Распутин вводит её в глубокий транс, но в этот момент случайно входит императрица, и Наташа всё ей рассказывает. Распутин заявляет, что он может делать что хочет — так как теперь он является фактическим царём. В отчаянии императрица обращается за помощью к князю Чегодаеву.

На большом приёме, где Распутин является почётным гостем, он узнает в слуге, который подавал ему его любимые традиционные тобольские пирожные, человека работающего на Чегодаева. Подозревая неладное, Распутин велит доставить ему князя Чегодаева, и сам отводит его под дулом пистолета в подвал. Когда они остаются одни, князь Чегодаев насмехается над Распутиным говоря ему, что пирожные были отравлены ядом и вступает в схватку с Распутиным, одолевая слабеющего от яда врага. Однако, Распутин отказывается умирать. Весь в крови, он поднимается и идёт к князю Чегодаеву с криком, что если он погибнет, погибнет и Россия. Князь Чегодаев вытаскивает ослабевшего Распутина на улицу, тащит его по снегу и бросает в реку, где Распутин тонет.

В ролях

  • Этель Берримор — императрица Александра
  • Лайонел Бэрримор — Григорий Распутин
  • Джон Бэрримор — князь Павел Чегодаев (прототип — князь Феликс Юсупов)
  • Дайаны Уиньярд — княгиня Наташа (прототип — княгиня Ирина Александрова Романова-Юсупова)
  • Ральф Морган — император Николай II
  • Джин Паркер — княжна Мария
  • Тад Александр — цесаревич Алексей
  • Ширли Энн — принцесса Анастасия
  • Си Генри Гордон — великий князь Игорь
  • Эдвард Арнольд — доктор Ремезов
  • Генри Колкер — начальник Тайной полиции
  • Мэри Олдэн — служанка Наташи
  • Миша Ауэр — дворецкий
  • Сара Падден — Дуна
  • Марта Слипер — девушка на вечеринке
  • Густав фон Сейффертиц — доктор Франц Вольф
  • Лео Уайт — гость на вечеринке
  • Шарлотта Генри и другие.

Судебное дело о клевете

Прототипом принцессы Наташи изначально в сценарии была княгиня Ирина Александрова Романова-Юсупова, а прототипом Павла Чегодаева — Феликс Юсупов, и они были выведены под своими именами; сценарист Чарльз МакАртур в ходе съёмок заменил настоящие имена на вымышленные.

Но смена имен персонажей, конечно, не могла скрыть прототипов — о том, что в Чегодаеве узнаваем князь Юсупов писала даже Нью-Йорк Таймс в рецензии в день премьеры фильма.

Князь Юсупов действительно имел отношение к убийству Распутина, да и не возражал против этой детали в фильме. Но он возражал против изображения в фильме его жены — что якобы она была изнасилована Распутиным и стала его любовницей.

В 1933 году в лондонский суд был подан иск против кинокомпании «Метро-Голдвин-Майер» о распространении не соответствующих действительности порочащих сведений и клевете.

Свидетелем со стороны княгини выступал, в частности, генерал-майор Джон Генри Хэнбери-Уильямс, во время Первой мировой войны служивший при Царской Ставке в Могилеве, часто бывавший в Петрограде и хорошо знавший царскую чету.

Посмотрев два раза фильм, присяжные согласились с тем, что фильм порочит княгиню.

Кинокомпания принесла извинения княгине и публично заявила, что княгиня Наташа в фильме — совершенно вымышленный персонаж и ничего общего с княгиней Ириной Юсуповой не имеет.

Суд присудил истице в качестве моральной компенсации 25 тысяч английских фунтов (что на современные деньги соответствует около 500 тысячам долларов), и запретил дальнейший прокат фильма, но киностудия «Метро-Голден-Майер» дополнительно заплатила Юсуповым еще 75 тысяч английских фунтов отступных за разрешение проката фильма. В США вопрос был решён ходе внесудебного урегулирования дела. Общая сумма компенсаций полученных супругами Юсуповыми в современном исчислении составила около 3 миллионов долларов США.

Оскорбительные истцам сцены, длительностью около 10 минут, были вырезаны (даже в современных версиях фильма содержится только часть удалённых сцен), что сделало сюжет фильма несколько непонятным для зрителя не знающего об вырезанных сценах: в первой половине фильма княгиня Наташа является сторонницей Распутина, а во второй половине она чрезвычайно боится его, вроде бы без причины.

Результатом этого судебного дела стала практика включения в титры голливудских фильмов отказа от ответственности — фразы: «Все имена и события в произведении вымышленны, любые совпадения с реальными людьми и событиями чистая случайность».

В 1963 году, пытаясь повторить успех судебного дела, супруги Юсуповы по аналогичным основаниям подали иск в размере 1,5 млн долларов против британской кинокомпании «Си-би-эс», увидев в персонажах фильма «Распутин: Безумный монах» клевету на себя, однако, решение по этому делу так и не было вынесено.

В 1989 году английский юрист Дэвид Нэпли (David Napley) опубликовал книгу «Распутин в Голливуде», в которой подробно описал ход процесса по иску Юсуповы против «Метро-Голдвин-Майер».

Съёмки

Первоначально режиссёром фильма был Чарльз Бребин, но он не сработался с актрисой Этель Берримор: она считала, что играть царицу так как он указывает нельзя, при этом аргументируя: «я знала её Величество лично».

Режиссёром был назначен Ричард Болеславский — русский актёр, один из основателей МХАТ, на гастролях 1922 года оставшийся в США и сделавший карьеру голливудского режиссёра.

Ассистентом художника-постановщика был Александр Толубофф (Alexander Toluboff) — родившийся и живший в России, хорошо знавший архитектуру Санкт-Петербурга.

Съемки фильма велись на студии кинокомпании в городе Калвер-Сити и заняли 17 недель, из которых пять недель под руководством режиссёра Чарльза Бребина, однако, хотя некоторые сцены снятые им и вошли в финальную версию фильма, его имя в титрах не указано.

До назначения режиссёром Ричарда Болеславского сценарий переписывался ежедневно - как минимум двенадцать человек работали над ним до того как текст попал в руки Чарльза МакАртура.

В фильм были вставлены кадры российских военных парадов из архива документальных съемок Джеймса Стюарта Блэктона.

Показ

Премьера фильма состоялась 23 декабря 1932 года в Нью-Йорке, в кинотеатрах США фильм шёл с 24 марта 1933 года. Также фильм был показан в Финляндии, Дании, Португалии, Великобритании, Германии, Австрии и Греции.

Фильм имел небольшой кассовый успех: при бюджете в 1 млн. долларов собрал 1 млн. 379 тыс. долларов, однако, из-за судебных издержек, составивших около 1 млн. долларов, принёс киностудии убыток.

На кассовые сборы повлияло и то, что фильм вышел в период Великой депрессии — зрителей мало интересовала история богатой привилегированной правящей царской семьи. В своих мемуарах Эйтель Бэрримор вспоминала о премьере фильма в Нью-Йорке:

Я помню премьеру фильма — это была первая премьера которую я когда-либо видела. Это было в середине депрессии и сильно отличалось от того, что я слышала или читала об этом — что это когда публика аплодирует подъезжающим гостям. Зрители на тротуарах были молчаливы и угрюмы, в то время как одетые в меха и драгоценности гости подкатывали на больших автомобилях. Было очень неловко себя чувствовать.

Оригинальный текст (англ.) I remember going to the “premiere” of a picture, the first one I had ever seen. This one in the middle of the depression was very different from those that I had heard and read about when the bystanders applauded the people who drive by them in big cars. This time there was no applause. The onlookers on the sidewalks were silent and sullen as people wearing furs and jewels rode by them in the big cars. It was a very uncomfortable experience.. — Этель Берримор

Дополнительно

Фильм является первым в карьере Дайаны Уиньярд (исполнительница роли Наташи).

Фильм является первым звуковым фильмом актрисы Этель Берримор и самой первой известной записью её голоса.

Это единственный фильм, в котором появляются вместе все трое Бэрриморов — Этель, Лайонел и Джон.

В мультфильме о Микке Маусе «Mickey’s Gala Premier» 1933 года, высмеивающем голливудских звёзд, все трое Бэрриморов появляются в костюмах из фильма «Распутин и императрица».

Замечено, что униформа солдат в фильме 1939 года «Волшебник страны Оз» совпадает с зимней униформой царевича Алексея в фильме «Распутин и императрица», что неудивительно — над обеими картинами работали художник-постановщик Седерик Гиббонс и костюмер Эдриан.

Критика

Этель, Джон и Лайонел Бэрриморы выступают в качестве главных исполнителей в захватывающей и увлекательной живописной мелодраме под названием «Распутин и императрица». Хотя Лайонел Бэрримор играет самую важную роль, но и Джон, как князь Чегодаев, и мисс Бэрримор, как иператрица, дают одинаково прекрасное исполнение в своих ролях. Лайонел Бэрримор не оставляет ни одного камня не перевёрнутым, давая яркое изображение вызывающего отвращение старца. Но он никогда не переигрывает.

Оригинальный текст (англ.) Ethel, John and Lionel Barrymore serve as the principal players in an engrossing and exciting pictorial melodrama titled "Rasputin and the Empress. [...] Although Lionel Barrymore has the most important role, both John as Prince Chegodieff and Miss Barrymore as the Czarina give equally fine performances in their respective roles. [..] Lionel Barrymore leaves no stone unturned to give a vivid idea of the repellent monk. Yet he never overacts. — New York Times, 24 декабря 1932 года


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: