Охапкин, Олег Александрович

08.03.2021

Олег Александрович Охапкин (12 октября 1944, Ленинград — 30 сентября 2008, Санкт-Петербург) — русский поэт. Один из самых активных деятелей ленинградской «второй культуры» 1970—1980-х годов. Идеолог концепции «Бронзового века» русской литературы.

Биография

Родился 12 октября 1944 года в только что освобождённом от Блокады Ленинграде.

Отец — Александр Васильевич Охапкин, офицер пожарной охраны, родом из Тверской губернии. Рано оставил семью. Мать — Анна Ивановна Соколова, ткачиха. Бабушка — Ольга Григорьевна Соколова, работала в детском саду вместе с Евдокией Ивановной Горшковой, занимавшейся воспитанием Олега (из-за болезни матери) с 12 лет.

Е. И. Горшкова была в среде почитателей отца Иоанна Кронштадтского, но умеренного крыла. Она не принадлежала к тому кругу иоаннитов, которые были признаны Миссионерским съездом 1908 года сектой, не состояла в структурах этой секты более позднего времени. Религиозное воспитание внука было в духе учения и молитвы отца Иоанна Кронштадтского (как известно, последнего не очень одобрял К. П. Победоносцев, который любил в Церкви «тихих тружеников»). В юношеские годы вместе со своей воспитательницей он часто посещал монастыри, где было живо старчество.

В 1957—1958 года пел в хоре Александро-Невской лавры. В 1961 году окончил Архитектурно-художественное ремесленное училище. Затем поступил в музыкальное училище им. Мусоргского (класс вокала). Параллельно работал маляром, осветителем и статистом в Малом оперном театре (1963—1965), певцом в хоре Ленинградского радио и телевидения под управлением Г. Сандлера (1965-66). Однако, в 1966 году оставляет музыкальное училище, окончательно решив посвятить себя поэзии. В 1966 году пришел в литобъединении «Голос юности» к Давиду Яковлевичу Дару.

Служение поэзии требовало новой организации жизненного времени. Устраивается рабочим в Эрмитаж на зимнее время (1966—1970), а летом — в археологические экспедиции по Средней Азии, Архангельской области, в геофизическую экспедицию в Якутию. Конец 60-х ознаменовался судьбоносными встречами с И. Бродским и Н. Козыревым. Художественное творчество первого и научное — второго существенно повлияли на формирование собственного стиля Олега Охапкина. В 1970 году становится литературным секретарём лауреата Сталинской премии писательницы Веры Пановой (жены Д. Дара), а через год по их рекомендации был принят в профком литераторов при Союзе писателей. С открытием в 1971 году литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского, работал некоторое время и секретарём директора этого музея. С 1979 по 1986 — эпоха литературного подполья с непременной работой оператором газовой котельной.

За этот период подготовлены поэтические книги: «Ночное дыхание» (1966-68), «Возвращение мест» (1969), «Душа города» (1968-69), «Моление о Чаше» (1970), «Времена года» (1970-71), «Посох» (1971-72), «Высокая цель» (1973-74). В 70-е несколько стихотворений и поэтических переводов были опубликованы в официальных изданиях, однако большинство рукописей расходилось в самиздате. Стихи печатались в машинописных журналах «Обводный канал», «Часы», «37», «Вече» (Москва) и других. После публикации в альманахе «Аполлон-77» стихи Охапкина начинают печататься за рубежом: в «Антологии Голубой Лагуны», в журналах «Грани», «Время и мы». «Эхо», «Вестник РХД».

В этот период он один из самых активных участников самиздата двух столиц. В 1976 году у него на квартире состоялся первый семинар «Гумилёвские чтения» под руководством литературоведа И. Мартынова (сейчас живёт в США). В 1978 стал соредактором религиозно-философского журнала «Община» (печатный орган междугородного христианского семинара). В 1980 было возбуждено политическое дело в отношении главного редактора этого журнала В. Пореша (ст.172 УК СССР), по которому О. Охапкин проходил свидетелем. Обстоятельства этого дела сильно подорвали его психофизическое состояние. В 1984 году он впервые оказывается в психиатрической больнице. С тех пор он периодически вынужден был находиться там не всегда по медицинским показаниям.

В конце 1981 по инициативе И. Адамацкого, Б. Иванова и Ю. Новикова, по согласованию с управлением КГБ и Ленинградского отделением Союза писателей СССР создаётся «Клуб-81». Он становится членом этого Клуба в числе иных 70 представителей независимой культуры, но быстро покидает его, не приняв условий КГБ по легализации авторов самиздата. Однако, первая официальная публикация Охапкина состоялась именно в сборнике «Круг» — печатном органе этого нового литературного образование, выпущенном в 1985 году в Ленинградском отделении Союза писателей.

Первая книга стихов (написанных в период с 1968 по 1973) вышла в 1989 году по-прежнему усилиями друзей. Её готовит в своём парижском издательстве «Беседа» философ Татьяна Горичева. Однако, в период Перестройки его стали активно печатать толстые литературные журналы «Звезда», «Нева», «Аврора».

В 1990 году вступает в Союз писателей, примкнув к его либерально-демократическому крылу под названием «Апрель» (ныне — Союз писателей СПб), что не удивило его друзей в другом православно-монархическом крыле. О. Охапкин всегда был чужд политических разборок и дружил со всеми «с кем приводил Бог дружить».

Маленький сборник стихов «Пылающая купина» 1990 года, выпущенный под эгидой Союза писателей (блок книжек вновь вступивших авторов назывался «Октава») — вершина официальной карьеры Охапкина. Последующие две книги опять издали друзья. В 1994 году к 50-летию книга поэм «Возвращение Одиссея» и к 60-летию книга «Моление о Чаше» в издательстве Дмитрия Шагина «Mitkilibris».

Усилиями его друзей-демократов была учреждена в 1995 году литературная Державинская премия, первым лауреатом которой был избран именно «православный поэт Олег Охапкин». Премия дана ему «за развитие российской оды».

Умер Олег Охапкин утром 30 сентября 2008 года в психиатрической больнице № 5, не пробыв там и суток. По уникальному стечению обстоятельств в том месте, где и родился. Ранее старинная больница у Троицкого (Измайловского) собора была родильным домом, а семья Олега жила поблизости, на Фонтанке у Египетского моста.

Отпевание состоялось в Петербурге 4 октября 2008 года в Церкви Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади. Отпевание совершили о. Константин Константинов и друг поэта о. Борис Куприянов. В этом храме отпевали А. Пушкина, О. Григорьева. Похоронен на Волковском православном кладбище (Пещерская дорожка).

Семья

Сестра — Охапкина Галина Александровна, 1945 года рождения, торговый работник.

Был женат дважды. Первая жена (с 1976 по 1981) — Елена Кимовна Кривицкая. Родилась в Минске в 1956 году. Инженер коммунального хозяйства. Дочь — Мария.

Вторая жена (с 1989 по 2004) Татьяна Ивановна Ковалькова. Родилась в Ленинграде в 1964 году. Журналист. Дочь — режиссёр Охапкина, Ксения Олеговна.

Творчество

В русской поэзии продолжил линию Державин — Тютчев, обогатив её живым языком XX века. В поэтическом пространстве 1960-х годов складывалось множество различных направлений. Были «ахматовские сироты» (Найман, Бродский, Бобышев, Рейн), «аристократы-эзотерики» (во главе с Волохонским), неодадаисты (Эрль, Миронов). Олег Охапкин и Леонид Аронзон стояли особняком. Охапкин был лидером группы, в которой проявляли интерес к архаическим поэтическим формам поэзии XVII века, к силлабике. Но они не пытались их реконструировать. Это был своеобразный авангардизм через архаизм.

Из статьи Виктора Кривулина «Петербургская спиритуальная лирика вчера и сегодня»:

Библиография

  • Стихи. / Предисловие Виктора Кривулина. — Л.—Париж: Беседа, 1989. — 175 с.
  • Пылающая купина: Первая книга стихотворений. / Предисловие Владимира Кучерявкина; Худож. В. Мишин. — Л.: Советский писатель, 1990. — 64 с. — 5700 экз.; ISBN 5-265-01283-4 (В «Октаве»)
  • Возвращение Одиссея. / Предисловие Андрея Арьева. — СПб.: Mitkilibris, 1994. — 80 с.—ISBN 5-85263-014-4
  • Моление о Чаше. / Предисловие Андрея Арьева. — СПб.: Mitkilibris, 2004. — 104 с.—ISBN 5-7187-0555-0
  • Лампада. / Предисловие Татьяны Ковальковой. — СПб.: Русская культура. 2010. — 167 c.—ISSN 2072-9456
  • Любовная лирика. / Предисловие Тамары Буковской. — СПб.: Союз писателей России & Русская культура, 2013. — 125 с.—ISBN 978-5-905618-03-1
  • Философская лирика. / Предисловие Татьяны Горичевой. Послесловие Александра Щипкова. — СПб.: Русская культура. 2014. — 155 с.— ISBN 978-5-905618-07-9
  • Охапкинские чтения: Альманах № 1. — СПб.: Русская культура. 2015. — 293 с.— ISSN 2072-9456
  • Охапкинские чтения: Альманах № 2. О ХРИСТИАНСКОЙ СВОБОДЕ. — СПб., 2018. — 323 с.—ISSN 2587-9650
  • В среде пустот: Cтихотворения, поэмы. / Составитель и автор предисловия Татьяна Ковалькова-Охапкина. — М.: РИПОЛ классик, СПб.: Пальмира, 2018. — 254 с. — ISBN 978-5-386-10958-5 (Серия «Часть речи»)
  • Гражданская лирика — Предисловие Александра Маркова. — СПб: Русская культура.2019. — 233 с.—ISBN 978-5-905618-13-0
  • Охапкинские чтения: Альманах №3. КРИТИКА. — СПб., 2021. — 512 с.—ISSN 2587-9650

Публикации

АНТОЛОГИИ

  • Сборник «Круг», Л., «Советский писатель», 1985, с.155-161.
  • Поздние петербуржцы. СПб, «Европейский дом», 1995, с.385-397.
  • Строфы века. Минск-Москва, «Полифакт», 1995, с.887.
  • Петербург, Петроград, Ленинград в русской поэзии. СПб, «Лимбус Пресс», 1999, с.538.
  • В Петербурге мы сойдемся снова. СПб, 1993, с.63-77.
  • У Голубой Лагуны. Том 2 Б и 4 Б.
  • День поэзии. Л., 1987.

ЖУРНАЛЫ

В России
  • Молодой Ленинград: 1970, 1971, 1989.
  • Аврора: 12 (1977), 2 (1993).
  • Северная почта: 8 (1981).
  • Нева: 9 (1987).
  • Звезда: 9 (1976), 7 (1978), 7 (1991) , 4 (1993), 1 (2001), 3 (2002), 8 (2010), 7 (2016).
  • Новый журнал: 4 (1991).
  • Знамя: 4 (1993), 1 (2001), 3 (2002).
  • Вестник новой литературы: 7 (1994), 14 (1995).

В зарубежье:

  • Грани: 103 (1977), 110 (1978).
  • Эхо: 1 (1979).
  • Время и мы: 23 (1977), 30 (1978), 34 (1978).
  • Третья волна: 5 (1979).
  • Перекрестки: 3 (1979).
  • Вестник РХД: 134 (1981).
  • Беседа: 2 (1984).
  • Стрелец: 2 (1985).
  • Согласие: 3 (1993).
  • Notre Dame review: 43 (2017). http://ndreview.nd.edu/current-web-issue/

Самиздат:

  • Вече: 1 (1981).
  • «37»: 2 (1976), 3 (1977).
  • Часы: 8 (1977), 33 (1981), 69 (1987).
  • Обводный канал: 1 (1981), 3 (1982), 7 и 8 (1986).
  • Община: 2 (1978).
  • Майя: 1 (1980), 2 (1981), 3 (1987), 4 (1987), 5 (1990), 6 (1993).
  • АКТ Литературный самиздат: 3 (2001).

Цитаты

В начале 1970-х годов, после отъезда бродского, Охапкин — один из самых влиятельных поэтов Ленинграда. Его стихи распространяются в списках. Его поэзия переживает взлёт. К нему тянутся молодые авторы. Это связано и с направленностью его творчества, где всё отчётливей обозначается религиозная тема, и с харизматическим воздействием его личности, его человеческого примера — примера героического стояния перед безличной силой окружающей нас казёнщины.

— Виктор Кривулин.

Незадолго до его смерти, я видела Олега по французскому телевидению. Шла передача о «Второй» культуре. Показывали питерскую психушку. Не секрет, что испытание отечественной психиатрией пострашнее холода, голода, даже тюрьмы. Олег — это русский Антонен Арто — выглядел всё таким же богатырём. Не замечались ни обшарпанные стены, ни бедное убранство «палаты № 6». Побеждали фигура, лицо и голос Охапкина. Он как будто восседал на троне, читал свои последние, очень светлые стихи. И я вспомнила слова Майстера Экхарта: «Бес ничем не отличается от ангела, кроме одного: если бес находится в раю, ему кажется, что он — в аду, а у ангела всё наоборот: если он в аду, ему кажется, что он в раю».

— Татьяна Горичева.

Критики об О.Охапкине

  • Щипков А. В. Поэзия Олега Охапкина и археоавангард // Футурум АРТ № 1 (44), 2016.
  • В.Пореш. О стихах Олега Охапкина. Журнал «Община» № 2, 1978.
  • Д.Дар. Ленинград. Судьба. Поэт. Журнал «Грани» № 110, 1978.
  • И.Мартынов. Рецензия на книгу «Возвращение Одиссея». «Новый журнал» № 201, 1996.
  • В.Кривулин. Скромное обаяние поэзии. Цирк «Олимп» № 9,1996.
  • Ю.Орлицкий. Особенности стиховой культуры Олега Охапкина. Сб.:Печать и слово Санкт-Петербурга. СПбГУТД, 2013.
  • Татьяна Ковалькова. Единое на потребу. О поэтических буднях Олега Охапкина.[1]
  • С.Стратановский. Поэтический мир Олега Охапкина. http://newkamera.de/stratanovskij/stratanovskij_11.html
  • Ж.Сизова. Мотивы сопротивления в поэзии Олега Охапкина. Журнал «Звезда»№ 7, 2016.[2]
  • Josephine von Zitzewitz. Oleg Okhapkin: Poetry as Liturgy. (Poetry and the Leningrad Religious — Philosophical Seminar 1974—1980, cc.136 — 161). Legenda, 2016.
  • Т.Ковалькова. Олег Охапкин языком пророков: жанровые соответствия. Альманах «Охапкинские чтения» № 2, 2018.
  • Т.Ковалькова. О концепции Бронзового века. Альманах «Охапкинские чтения» № 2, 2018.[3]
  • Josephine von Zitzewitz.Between Poetry and Dogma.[4]
  • Emily Lygo. Oleg Okhapkin: a Poet of the Russian Orthodox Revival.[5]
  • Tatiana Ígosheva. The principle of «transparency» in lyric poetry by Oleg Okhapkin.[6]
  • Annelisa Alleva. Key Words in Oleg Okhapkin’s Poetry.[7]
  • Biography of Oleg Okhapkin.[8]
  • Poems of the late 1960’s. Translated by Josephine von Zitzewitz.[9]
  • Poèmes d’Oleg Okhapkin dans la traduction de Christine Zeytounian-Beloüs.[10]
  • Boris Lejeune. Parole poétique d’Oleg Okhapkin.[11]
  • Ольга Сокурова. За флейтой Крысолова…Альманах «Охапкинские чтения» № 1, 2015.[12]
  • Игорь Потапов. Вестничество в поэзии Олега Охапкина. Альманах «Охапкинские чтения» № 2, 2018.[13]
  • Татьяна Ковалькова. В среде пустот. Предисловие к книге издательства «Пальмира». 2018.[14]
  • Слава Лён. Олег Охапкин в Москве. Альманах «Охапкинские чтения» № 1, 2015.[15]
  • Аннелиза Аллева. Ключевые слова в поэзии Олега Охапкина. Альманах «Охапкинские чтения» № 1, 2015.[16]
  • Татьяна Игошева. О принципе «прозрачности» в лирике Олега Охапкина. Альманах «Охапкинские чтения» № 1, 2015.[17]
  • Жанна Сизова. Мотивы сопротивления обыденному сознанию на примере поэзии О.Охапкина, А.Миронова, Л.Аронзона и В.Кривулина. Альманах «Охапкинские чтения» № 2, 2018.[18]
  • Александр Марков. ОХАПКИН и ШВАРЦМАН: живописность любви. Альманах «Охапкинские чтения» № 2, 2018.[19]