Бейлик

07.02.2021

Бейлик (осман. بكلك‎, тур. beylik) — феодальное владение в Анатолии, управлявшееся беем.

Название

Эти государственные образования в Турции чаще всего называют бейлик (от слова бей), а в России и бейлик (К.Жуков, Ю. П. Петросян, Еремеев и М. С. Мейер ), и эмират (К.Жуков, Д. Еремеев и М. С. Мейер ), и княжество (Д. Еремеев и М. С. Мейер , Ю. П. Петросян, В. Гордлевский , Ш. Шукуров). Во главе бейликов стояли правители, носившие различные титулы и прозвища на турецком и арабском языках, такие как «великий бей (улу-бей), бей, мелик, эмир и султан».

Основой организации бейликов были территориальный и племенной принцип. Объединение происходило вокруг главы племени и его потомков. По этой причине названиями бейликов были связаны не с названием территории, а с названием династии, например, Османогуллары, Дилмачогуллары, Саруханогуллары (осман. اوغللري‎, тур. oğulları — «сыновья»).

Восточно-анатолийские турецкие бейлики (XI — первая половина XIII века)

Первые бейлики появились в Анатолии после сельджукского завоевания, начиная со второй половины XI века. После поражения византийцев в битве при Манцикерте в 1071 году сельджуки (ветвь огузов) захватили Анатолию. Был основан султанат с центром в Конье. Султан давал своим военачальникам и служившим ему вождям племён земли как икта или уджи. Таким образом тюркские племена под управлением сельджукских эмиров (военачальников) начали заселять территорию Малой Азии, признавая власть султана в Конье.

Период бейликов (70-е годы XIII — первая половина XV века)

Период в истории Анатолии с конца XIII века (примерно с 70-х годов) до первой половины (середины) XV века получил название «период бейликов» или «эпоха бейликов».

Под напором монголов в Анатолию из Средней Азии перекочёвывали тюркские племена, это была вторая волна тюркской миграции в Малой Азии. В 1229 году к анатолийской границе сельджукского государства пришёл последний хорезмшах Джелалэддин Мангуберди. В августе 1230 года Алаэддин Кей-Кубад I сразился с Джелалэддином и разбил его в битве у Яссычемена. В 1231 году Джелалэддин умер, а сопровождавшие его в походе воины обосновались в Анатолии, поступив на службу к сельджукам. Некоторые хорезмские военачальники и предводители племён получили от сельджукских султанов в управление приграничные территории — уджи. После смерти султана Алаеддина Кейкубада I в 1237 году в государстве сельджуков (1237) началась длительная борьба между его средним сыном Иззеддином Кылыч-Арсланом и его старшим сыном Гияседдином Кей-Хосровом. Во время этой борьбы погибли многие из таких опытных государственных деятелей, как Саадэддин Копек, что было большой потерей для государства. Гияседдин Кей-Хосров, слабый и некомпетентный правитель, приблизил молодых и неопытных людей, назначив их на ключевые посты, что ослабило административный механизм государства. Это привело к народным восстанием. Монголы, заметившие ослабление сельджукского государства, воспользовались этим. После разгрома при Кёсе-даге в 1243 году Конийский султанат оказался подчинён Хулагуидам и вступил в период распада. К концу XIII века монгольское давление в Анатолии в свою очередь ослабло, государство Хулагуидов, временно сменившего Конийский султанат, вступило в период распада. Туркменские беи, используя ситуацию, постепенно объявляли о своей независимости. В это время обрели независимость многие династии правителей малых государств Анатолии.

Пока существовала Никейская империя (до 1261 года), её восточная граница контролировалась укреплениями, а в каждой крепости сидел наместник-архонт. С возвращением Константинополя в 1261 году и переносом в него столицы из Никеи азиатские рубежи Византии стали приходить в запустение. Наместники в крепостях оставались, но центр уже не мог оперативно оказывать им помощь. Византия практически не имела армии и без призвания наёмников она была не в силах защищать себя. По сути, греческие наместники были предоставлены сами себе. Туркменские беи, получившие от сельджукских султанов уджи на границе с Византией, воспользовались этим и расширили свои границы.

В Центральной Анатолии число бейликов было небольшим, и существовали они, в основном, короткое время, поскольку влияние сельджукско-монгольской администрации в центре проявлялось сильнее.

Вторая волна тюркской миграции в Анатолию сыграла роль в ускорении процесса этногенеза турецной нации. Языковая ассимиляция и исламизация немусульманского населения Анатолии активизировалась. Турецкий этнос в основном сформировался к концу периода бейликов.

Организация

Управление бейликов было основано на племенной традиции. Большинство туркменских племён было расселено сельджукскими султанами на границах с Византийской империей и Киликийским армянским царством. При этом земля передавалась вождям, беям, племени. Когда эти туркменские беи позднее начали обретать независимость, они подражали сельджукской организации государства.

В бейликах земля считалась собственностью семьи правителей. Самый влиятельный представитель семьи был выбираем и назывался «великий эмир», «старший бей». На монетах, в эдиктах и проповедях использовались титулы «emîr-i azam» или «sultân-ı azam». «Старший бей» правил в столице и отправлял своих детей и братьев управлять провинциями. В бейликах существовали диваны для управления в центре. Главу дивана часто называли «визирь» или «сагхиби азам». Финансами государства заведовало отдельное учреждение (Dîvân-i İstîfâ). Для написания приказов и указов бея существовали отдельные канцелярии. В провинциях у беев были такие же диваны. Младшие беи управляли провинциями с помощью диванов и, таким образом, приобретали опыт. Если сын старшего бея был мал, правитель назначал ему из доверенных людей атабека или лалу.

Двора правителя бейлика повторял двор государства сельджуков. Его образовывали официальные лица, такие как хаджибиб, мирахур, шашнигир, чандар, вино, рикабир и священник. В независимых бейликах от имени «старшего бея» чеканили монеты и читали хутбу.

Армия

Туркменские племена отправлялись во время войн в походы под командованием своих вождей, а после войны они возвращались на свои места. В бейликах в армию входили тимариоты, приводившие с собой всадников, а также из пеших отрядов. Тимариоты были обязаны содержать воинов в количестве пропорциональном предоставленному им тимару. Когда владелец тимара умирал, он передавал его своим детям.

В бою армия была разделена на три части: центр, левый и правый фланг. В каждом фланге был передовой отряд и резерв. Правитель командовал силами в центре, а младшие беи — флангами.

Воины использовали стрелы, луки, мечи, щиты, копья, кинжалы, дубинок, топоры, катапульты. Кроме того, в войсках были музыканты, игравшие на барабанах, зурнах, и других инструментах.

В приморских бейликах был флот.

Культура

В XIV и XV веках в бейликах уделялось внимание наукам и литературе, крупные анатолийские города стали культурными центрами. Беи собирали учёных и поощряли их деятельность, они придавали большое значение строительсту медресе, библиотек, имаретов и мечетей. Благодаря этому было написано много ценных работ в области медицины, астрономии, лицемерия, литературы, истории, мистики, а также в религиозных областях. Суфизм получил большое развитие в Анатолии в период бейликов и оказал большое влияние на духовную жизнь Анатолии.

Экономика

Во всех бейликах уделялось большое внимание производству, сельскому хозяйству и торговле. Караван-сараи, построенные в период сельджуков на дорогах, пересекавших Анатолию, продолжали своё существование, строились новые ханы. Основой экономики было сельское хозяйство. В бейликах в зависимости от конкретных условий выращивали злаки, фрукты, хлопок, шёлк и домашний скот. Большая часть производимого шла для внутреннего потребления, а излишки экспортировались как в соседние области, так и за моря.

В этот период сновными торговыми центрами были Трабзон, Самсун и Синоп (на побережье Чёрного моря); Фоча, Измир и Аясолук (на берегу Эгейского моря), Анталия и Алайе (на побережье Средиземного моря). ; Сивас, Кайсери и Конья (в центральной Анатолии).

Ткани и ковры из Анатолии пользовались спросом не только в Европе. Ибн Баттута писал, что ковры и ткани из Анатолии увозили торговцы в Сирию, Египет, Ирак, Индию и даже Китай. Разрабатывались серебряные рудники в районах Кютахьи, Амасьи и Байбурт, а также квасцовые рудники в Фоче, Чаркикарахисаре, Улубате и Кютахье. Лошади, различные охотничьи птицы, овцы и козы также приносили значительный доход.