Шамхал

09.03.2021

Шамхал, Шаухал (кум. Шавхал) — титул кумыкских правителей Дагестана и части Северо-Восточного Кавказа (Шамхальство с VIII века по 1867 год). В исторической литературе титул встречается в разных формах как: шаухал, шаукал, шахбал, шамхал и шевкал.

Происхождение титула шамхал

Арабская версия

Согласно хронике Дербент-Наме, с неустановленным автором и поздней переписи, в VIII веке в период арабского нашествия, правителем "области Кумук" был Шахбал. Возможно, что известный правитель Кумука Шамхал именовался арабами как Шахбал. Так арабы могли связывать титул Шамхал со знакомым им персидским титулом Шах, который означает правителя.

В русском документе, составленном в 1728 году, так определяется термин шамхал: «Сие слово… взято из арапского языка. Когда арапы Сирию и другие около лежащие провинции под себя побрали и главную столицу имели в Дамаске, распространили оные свою силу и по вестовой стороне Каспийского моря и привели под свою власть… между тем и Тарху, в которой город всегда из Дамаска присылалось знатнейшего для содержания. И понеже Дамаска по-арапски и по-турецки называется шам-ахал… то из сих слов стало сиё слово шамхал, яко из Дамаска присланной начальной, и с того времени доныне в обычае осталося».

С. М. Броневский в своей работе «Новейшия известия о Кавказе» сообщает: «Достоинство шамхальское есть важнейшее в Дагестане; а в областях заключающихся между Тереком и Курою, почиталось вторым после царя грузинскаго. Историческия известия, согласно с преданиями народными, утверждают, что первые шамхалы посталены были от аравитян, что сходствует с толкованием, помещённым у Гербера о значении слова шамхал; ибо восточные писатели называют город Дамаск Шам, а хал на арабском языке значит князя, владельца, следовательно, слово шамхал перевесть можно дамаскинский владелец. Но Реинкс, основываясь на дербентской истории, в рукописи им найденной, выводит название шамхала от аравийского полководца Шахбала».

Мехмет-Эфенди, один из тюркских летописцев XVIII века, отмечал: «В Дагестане главенствующего князя кумыков и всей приморской равнины величают шаухалом (шамхалом). Шаухалы (шамхалы), по их преданиям (как они сами рассказывают), как и крымские ханы, происходят из древнего, но единого с ними корня. Своим происхождением они гордятся. Есть ещё один князь у кумыков, его называют „крым-шаухал“, как и у крымских ханов — „калгай-солтан“. Когда умирает шаухал, ему наследует этот крым-шаухал, а крым-шаухалом же становится уже другой из князей (биев). Шаухалы (шамхалы) роднятся (выдают своих дочерей) лишь с потомками Великого Уцмия Кара-Кайтагского и Кази-Кумукских ханов»..

В Дербенд-наме же сообщалось:

Критика арабской версии

Многие специалисты подвергли сомнению арабскую версию, отмечая полулегендарный характер сведений о походе Абу-Муслима и отсутствия точно установленного авторства Дербенд-Наме и назначении им Шахбала в Кумуке. Русский востоковед В. В. Бартольд отмечал, что форма «шамхал» является поздней. Первоначальной формой термина является «шавкал», которое одновременно фиксируется русскими и иранскими (тимуридские историки Низам ад-Дин Шами и Шарафаддин Язди) источниками, что исключает возможность искажения «шамхал» в «шавкал». Известный дагестанский историк Шихсаидов писал, что версия об арабском происхождении была выгодна династии и духовенству. А. Кандауров писал о том, что инициаторами версии об арабском происхождении были сами шамхалы. Дополнительным аргументом против рассматриваемой версии является тот факт, что шамхалы не упоминаются у средневековых арабских географов (Али-Масуди, Аль-Истархи и другие).

Тюркско-кумыкская версия

Сторонниками тюркско-кумыкской версии происхождения шамхальского государства являлись лакский историк Али Каяев, турецкий историк Фахреттин Кирзиоглу, историк начала XX века Д.-Х. Мамаев (Карабудакхентский), Халим Герей Султан, крымско-татарский автор Мехмет-Эфенди и ряд других. Российский востоковед, доктор исторических наук, Зайцев И.В. считает шаухальство кумыкским государством со столицей в городе Кумук. Исследуя труд тимуридских историков Низама ад-Дин Шами и Шереф ад-Дина Йезди, советские историки В. Г., Ромаскевич А. А и Волин С. Л., узбекский профессор Ашраф Ахмедов, а также профессор и алановед О.Б.Бубенок, называют Гази-Кумук (Гази-Кумуклук, область кази-кумуков) областью проживания части кумыков. Упомянутые тимуридские историки Низам ад-Дин Шами и Шереф-аф-Дин Йезди писали о владении Гази-Кумуклук. Суффикс "Ук" характерен для тюркских языков.

Османский путешественник Эвлия Челеби называл шамхала "природным огузом". Аргументом в пользу тюрко-татарской версии является тот факт, что шамхалы избирались традиционным для тюркских народов способом — бросанием красного яблока. Домусульманские имена жителей Кумука, зафиксированные в Худуцкой надписи (Будулай, Ахсувар, Чупан и другие) имеют тюркскую природу. На могилах шамхалов в современном лакском селении Кумух исторической области Кумук, помимо арабских имеются надписи и на тюркском языке (кумыкском) , зафиксированные известным кавказоведом Л.И.Лавровым. Само кладбище местные жители называли "симирдальским" - от названия хазарского города Семендера. Как отмечают ученые, на кладбищах в Кумухе проявлется кипчакский характер узора, как правило кумыки кипчакоговорящие.. В исторической хронике История Маза шамхалы названы "ветвью ханско-хаканских поколений".

В подтверждении данной версии имеются письма шамхалов, в частности Шамхала Сурхая III астраханским воеводам , в котором Шамхал Сурхай III пишет :


Титул шамхал встречался у соседних народов. Правитель андийцев Али-Бег, ставший основателем новой династии владетелей этого народа, носил титул шамхал. Также титул "шамхал" носил правитель XV века из Гидатля "Уллу (Олло) Шамхал" (Уллу в переводе с кумыкского "большой", "великий"). Согласно народным преданиям, правители андийцев, начиная с шамхала (султана) Али-Бега до Хаджику, разговаривали на языке равнины (то есть кумыкском).По мнению лакского историка Али Каяева, первый шамхал также был тюрком, а не арабом. Монгольские завоеватели сместили прежнюю династию и назначили своих ставленников. Джамалутдин-Хаджи Мамаев (Карабудакхентский) в своей книге "История Кавказа и селения Карабудахкент" писал о происхождении шаухалов следующее:

То обстоятельство, что в Дагестане избрали [своими правителями] род Чингиза и назвали их именем "шавхал-хан", исходило из установившейся тюркской, татарской духовности, как опоры на своё генеалогическое происхождение (насаб), при этом, не склоняясь в сторону науки или деликатности (эдеб). Род Чингиза почитается среди них (шаухалов) [высоко], как курайшиты среди мусульман. Они не позволяли никому быть выше них или поднять голову

На генетическую связь Шаухалидов с Джучидами указывают и имена некоторых первых из них и окружавших их аристократов. Среди них можно назвать брат шаухала Ахсувара Бугдая (сравните с именем монгольского полководца Букдая, участвовавшего в покорении Кавказа), Али Чопана (тюрко-монгольское Чобан), вельможа Сардар Нугай (Ногай) (все рубеж XIII–XIV вв.) и жившие в XVI в. шаухалы Будай и Чопан. По мнению французского ученого Шанталь Лемерсье-Келькеже, в шамхальстве доминировали тюрки-кумыки, но за лакцами сохранялся почетный статус "гази" (из-за более раннего принятия ислама). В шамхальстве существовало сословие карачи-беков, существовавшее в тюркских и монгольских государствах. Другим фактом, подтверждающим золотоордынскую версию происхождения титула, является упоминание ордынского владетеля Шевкала в русских летописях, а также упоминание Шевкала в атласе к от 1827 года.

Современный российский востоковед и историк Аликбер Аликберов установил, что в нагорном Дагестане существовало государство "Тавйяк" (Горная сторона), созданное частью прикаспийских гунно-савир, переселившихся в горы из-за арабско-хазарских войн. По мнению Аликберова, с ними связаны многочисленные топонимы (например, Хунзах). В район нынешнего Кумуха, согласно Аликберову, переселились представители тюркского родового объединения "кумук-атыкуз", от которых и пошло нынешнее название села. Тавйяк был совместным государством предков кумыков (гунно-савир), лакцев, аварцев и других народов. Впоследствии "Тавйяк" распадается на Казикумукское владение (династия кумыкских правителей) и Сарир. Термин "шамхал" он считает переосмыслением старой гунно-савирской титулатуры.

Ещё одним подтверждением тюркского владычества в областях Хазарии и Дагестана, как в золотоордынский, так и в предшествующий период, являются записи XIII века Плано Карпини:

Коренным населением «владения казыкумыцкого», по свидетельству Ф. Симоновича (1796), являлись дагестанские татары (кумыки). После переселения некоторых лезгиноязычных народов из персидских земель во владение под власть шамхала произошло смешение населения, а власть шамхала со временем ослабла:

Ян Потоцкий исключал происхождение шамхалов от Чингисхана, отмечая, что «князья кумыков все принадлежат к той же фамилии, что и шамхал, исключая брагун, которые претендуют на происхождение от Чингисхана»

Избрание шамхала

Согласно Мехмет Эфенди: «Престолонаследование у кумухских князей происходит следующим образом. Они также, подобно аджамским шахам, совершающим перед восхождением на трон паломничество к мавзолею Шейха Сефи в Эрдебиле и выполняющим обряд „привязывания меча к поясу“, следуя древним обычаям своих предков, отправляются в Кази-Кумук, в место, называемое Шинид (Дженд). Здесь на собрании князей и происходит избрание нового шаухала. Здесь на избираемого шаухала должны попасть золотым яблокам, только после этого его облачают в дорогой халат (чепкен) из меха или другого материала. После этого избранный шаухал возвращается в свою резиденцию в Тарках и вступает в исполнение своих высоких полномочий. По этой причине кази-кумукские бийи (князья) очень любят поговаривать: „Пока на нашем собрании на шаухала не попадет золотое яблоко, он не облачится в шаухальский халат, он не может считаться шаухалом“».

Именным указом от 21 декабря 1849 года генерал-лейтенант Шамхал Тарковский, Абу-Муслим-Хан возведён в княжеское достоинство Российской империи, с тем, чтобы он впредь именовался князем Тарковским и княжеский титул переходил только к старшему в роду его потомков.

Формирование шамхальства

Коренным населением «владения казыкумыцкого», по свидетельству Ф. Симоновича (1796), являлись дагестанские татары (кумыки). После переселения некоторых лезгиноязычных народов из персидских земель во владение под власть шамхала произошло смешение населения, а власть шамхала со временем ослабла:

Сведения о шамхалах из источников

«После поражения Миран-Шаха от Аи Коюнлу кумыки получили свою независимость, избрали себе хана из рода Чингисхана, которого величали по своему — шаухал».

«Воцарение моих предков Шамхалов в Дагестане состоялось после 1258 года». Али Кули Хан Валех Дагестани. (Риез аш-Шуара. 1756 г. Фотокопия. ИР АН Узбекской ССР)

«Шамхал был не потомком Аббаса Хамзата, а был тюрком, прибывшим со своими сподвижниками. После него шамхальство передавалось по наследству…»

«… в 634 г. хиджры (1239—1240) монголо-татары отстранили правящую династию, а правителем назначили своего ставленника вновь с титулом шамхал… . „Новый“ шамхал происходил из рода Чингиз-Хана, и с этого времени установилась власть татарских шамхалов». Али Каяев.

«Роды кумыкских князей почитаются после кабардинских за знатнейших между горскими народами. Из оных избираемы были шамхалы…» «Кумыки, чаятельно, род свой вели от Кыпчакских колен или Золотой Орды». Семен Броневский.

Список шамхалов XVI—XIX веков

В скобках указаны даты правления.

  • Уцми (нач. XVI века) сын Уцми
  • Умалат I (сер. XVI века) сын Усми
  • Будай I (1566—1567) сын Умалата I
  • Сурхай I (1571—1572)
  • Чупалав (1572—1605), сын ?
  • Сурхай II (1605—1613), сын ?
  • Андий (1614—1623), сын Чопана
  • Ильдар (1623—1635), сын Сурхая II
  • Айдемир (1635—1641), сын Султан-Махмуда, сына Чупалава
  • Сурхай III (1641—1667), сын Герея I
  • Будай II (1668—1703), сын Бий-Баммата, сына Сурхая II
  • Умалат II (1704—1719), сын Герея I
  • Адиль-Герей II (1719—1725), сын Будая II
  • Хасбулат (1725—1759), сын Адиль-Герея II
  • Алиш Хамзин (?-1764), потомок Султан Мута Эндиреевского
  • Баммат I («Тишсиз»;1765), сын Герея,
  • Мехти I («Ширданчи»; 1765), сын Муртуз-Али I
  • Муртуз-Али II (1765—1783), сын Мехти I
  • Баммат II (1783—1794), сын Мехти I
  • Мехти II (1794—1830), сын Баммата II
  • Сулайман-паша (1830—1836), сын Мехти II
  • Абу-Муслим (1836—1860), сын Мехти II
  • Шамсуддин (1860—1867), сын Абу-Муслима
  • Темир Хамзин, XVIII век, Костекцкий князь