Султан-Махмуд

07.02.2021

Султан-Махмуд (кум. Солтан Магьмут Чопанны уланы / Soltan Mahmut Çopan Oğlu, а также старорусск. Султан-Мут, Салтамамут и др.; 2-я пол. XVI — 1-я пол XVII вв) — кумыкский военно-политический деятель из шамхальского дома на Северо-Восточном Кавказе. Известен как правитель Эндирейского владения в период междоусобиц в Шамхальстве. В источниках Русского государства титуловался как владелец, мирза/мурза и князь; сын шамхала Чопана I.

Султан-Махмуд обрел известность, благодаря победе над русскими войсками в Караманской битве, изгладившей русское влияние на Северном Кавказе на целых 118 лет. Является национальным героем кумыкского народа

Имя

Основные свидетельства о Султан-Махмуде сохранились в русскоязычных исторических документах, где его имя передавалось по-разному. Известный советский кавказовед Е. Н. Кушева, в своей работе «Народы Северного Кавказа и их связи с Россией» (1963), выделяет именно вариант Султан-Махмуд, однако, помимо этого имени, в различных источниках употребляются и другие формы написания — Салтамагмут, Салтамамут, Салтанмагмут, Султан-Магомед, Султан-Магмут, Султан-Мут.

Происхождение и семья

По национальности кумык. На историческую арену Султан-Махмуд вышел в конце 1580-х гг., когда ему удалось одержать верх в распре со сводными братьями и образовать собственное владение с центром в Эндирее. Поводом для конфликта с братьями послужило происхождение Солтан-Мута от неравного брака кумыкского шамхала Чопана и племянницы первостепенного кабардинского узденя Хату Анзорова. Сыновья от таких браков назывались чанка и согласно бий-адату не имели права на удел. Вместе с тем нельзя недооценивать тот факт, что дочь Хату была замужем за крымским ханом. Это означало, что Султан-Мут был родичем и могущественным правителям Крыма[страница не указана 806 дней].

Общественно-политическая деятельность Султан-Мута

Выход на историческую арену

Впервые Султан-Мут упоминается в турецких источниках 1580-х годов, когда, достигнув совершеннолетия, он вступил в борьбу с братьями, не выделившими ему удел из-за статуса "чанки". В следующее десятилетие ему удалось занять место своего сводного брата Алхаса в Терско-Сулакском междуречье и стать обладателем обширного бийлика (владения), населением которого являлись кумыки, тюменцы и гуены. Столицей Султан-Мута стал древний город Эндирей, быстро превратившийся в культурный и политический центр Шаухальства. По сути дела он сложился в результате объединения нескольких сельских общин – Гуенской, Тюменской и Бороганской – которые впоследствии играли роль кварталов селения. Особенно значительным было Гуенское сельское общество, имевшее до переселения в Эндирей собственного князя, благодаря чему всё селение иногда называли Гуен-Кала (Гуенская крепость).

Красной нитью, пронизывающей всю жизнь Султан-Мута, являлась борьба за независимость земель кумыков (в источниках того времени "шевкалов", "кумыцких людей" и другие названия). Начальный период его деятельности связан с закреплением на новых территориях. Первоначальным местом его пребывания стал аул Гельбах, жители которого начали оказывать покровительство смелому молодому бию. Самой сильной политической единицей в Терско-Сулакском междуречье было Тюменское владение, пользовавшееся поддержкой шаухалов в борьбе против Русского государства и кабардинских феодалов. В 1588 году стрельцам удалось захватить столицу Тюменского владения - Терки, а в 1594 году Тюменское владение вошло в состав России. Тюменский правитель Султаней был вынужден отойти со своими людьми к Эндирею, где стал зависимым от Султан-Мута.

Первые походы русских войск

Кавказ 80-90-х годов XVI века стал ареной борьбы между тремя державами - Сефевидским Ираном, Османской империей и Русским царством. Кумыкские правители придерживались протурецкой ориентации, оказывая помощь туркам в борьбе против Сефевидов. Русское царство, покончившее с Астраханским ханством в середине XVI века, начало свое наступление на осколок Золотой Орды на Кавказе - Тюменское владение, а также на поддерживающее его Шамхальство. Здесь русские цари сумели найти поддержку среди части кабардинских феодалов и Ших-Мурзы - правителя ококов (вайнахская этническая группа), ставшими верными вассалами Москвы в регионе. Союзниками были также и грузинские правители, просившие военной помощи против шамхалов.

В 1591 году против кумыков была снаряжена экспедиция под командованием Засекина, закончившаяся сожжением Эндирея. Однако русские войска вынуждены были отойти. Грузинский царь Константин не был удовлетворен результатами похода 1591 года и потребовал снарядить ещё одну экспедицию. В 1594 году в Шамхальство было послано пятитысячное войско под командованием воеводы Хворостинина, к которому присоединились кабарбинские и окоцкие (аккинские) союзники, которое заняло Тарки. Однако в скором времени русские войска были заблокированы в крепости и вынуждены были бежать, потеряв 3000 убитыми. Причиной неудачи стало объединение кумыкских и части дагестанских владетелей под знаменем священной войны. Объединение Султан-Мутом сил Кавказа против России имело и формальные политические основания, как, к примеру, признание его власти нагорными правителями , ,. Султан-Махмуд принимал активное участие в данных военных компаниях. Несмотря на разгром экспедиции Хворостинина, кумыки навсегда потеряли территории Тюменского ханства. Это событие, по мнению известного историка Ю.М.Идрисова, являлось частью наступления Московского государства на территорию бывшей Орды и стоит в одном ряду с падениями Казани и Астрахани[страница не указана 806 дней]. Экспансионный потенциал Русского царства в регионе вовсе не был исчерпан. Оставались сильными вассалы русских царей на Кавказе - пророссийские кабардинские феодалы и окоцкие мурзы. Грузинские послы вновь просили военной помощи. Царь Борис Годунов решился на подготовку нового, гораздо более серьёзного военного мероприятия против Кумыцкой земли.

Поход Бутурлина в Шамхальство

В начале XVII века кумыкские владетели, в том числе и Султан-Мут, были втянуты в очередную междоусобную войну. Кроме того в 1603 году началась новая ирано-турецкая война. Пытаясь воспользоваться благоприятной обстановкой , а также обещанной помощью от крым-шамхала - наследника шамхальского трона и от грузинского царя Александра, в Москве начали подготовку к крупномасштабной военной операции. На нужды похода было выделено 300000 рублей, снаряжено войско в 10-12 тысяч человек (стрельцы, казаки, кабардинцы, ококи, ногайцы и др.). Шамхал Сурхай II отверг московский ультиматум и в 1604 году русская рать разбила армию шамхала и заняла Тарки. Сурхай сложил с себя полномочия шамхала, передав титул Гирею, а командование войсками - Султан-Муту Эндиреевскому. Царские войска начали бесчинствовать на завоеванной территории, убивая и грабя кумыков. В критический для Шамхальства момент Султан-Мут примирился с Гереем, начал формировать антимосковскую коалицию. Предприимчивый военачальник сумел объединить кумыков, аварцев, даргинцев и другие народы Дагестана, общим числом более 20 000, и поднять их против вторгшихся в их землю «неверных». Борьба с Бутурлиным приобрела общенародный характер. Шамхал также обратился за помощью к османскому султану Ахмеду I, который «велел Дербентскому и другим пашам своим в областях Каспийских изгнать русских из Дагестана». Султан-Мут с объединёнными силами осадил Койсинский острог, вынудив воеводу Долгорукого сжечь крепость и отплыть в Астрахань. Та же участь постигла и другие укрепления русских. Войска Бутурлина, будучи изолированными от России, были осаждены в Тарках объединёнными силами кумыков, других кавказских народов и отрядом янычар. Штурм крепости не увенчался успехом, но осажденным были нанесены большие потери. Армия Бутурлина находилась в безвыходном положении и согласилась сдать город.

Караманская битва

Общественное мнение кумыков, увидевших огромные разрушения на своей территории и множество убитых соплеменников, толкнуло Солтан-Мута на решительные действия по отношению к отступающим русским. В скором времени армия Бутурлина была настигнута кумыками и их союзниками и полностью уничтожена в Караманской битве, в которой погиб и сам Иван Бутурлин. Султан-Мут и Герей-шамхал одержали блестящую победу.

Д-М.Шихалиев отмечал

По наблюдениям Д.М. Шихалиева, Солтан-Мут был "первым и главным виновником изгнания русских гарнизонов из кумыкских земель" и "по справедливости мог приписывать себе всю славу такой победы"

По летописным данным потери русских составляли около 7 тыс. человек, «окромя людей боярских». Н. Карамзин исчисляет потери русских в Караманской битве общим числом в 6—7 тыс. человек. В. Потто и С. Соловьёв сообщают, что общие потери русских в том походе простирались до 7 тыс. Это сражение, по мнению Карамзина, оставило территорию современного Дагестана вне влияния царской России ещё на целых 118 лет.

Эндиреевское княжество

Первое упоминание этнонима "кумык" в Терско-Сулакском междуречье имеется у тимуридских авторов (начало XV века - Область кумуков). Также населением этой территории являлись тюмены (создавшие собственное Тюменское владение после распада Золотой Орды) и гуены. В 1594 году воеводой Хворостининым сожжен один из древнейших городов Кавказа - Эндирей, а также резиденция тюменского хана Султанея. Русские войска в скором времени были вытеснены из кумыкских владений, однако Султаней был вынужден стать вассалом предприимчивого Султан-Махмуда, укрепив его положение в регионе.

Добившись победы над войсками русского царства Султан-Мут организовывает ряд набегов на союзников Царской России, участвовавших в походе Хворостинина на кумыкские земли.Согласно имеющимся документам, в 1595 г. кумыкским князем Ахмат-ханом был убит Ших-Мурза Ишемиров (он же Ших Мурза Окоцкий - феодал "Окоцкой земли") "с братьею" за служение московским государям. Территория же Окоцкая попала в зависимость от Султан-Мута.

К 1598 году Эндирей стал столицей владений Султан-Махмуда. В скором времени город становится крупным экономическим и культурным центром региона. Эвлия Челеби называл Эндирей "средоточием мудрых, источником совершенств, обителью поэтов и умиротворённых".

По свидетельству старшины гуэнов Джанакая Асанова, правление Султан-Махмута не было деспотичным: князь ведал военным делом и дипломатией, а внутренние споры решались собранием узденей.

Эндиреевское княжество при Султан-Махмуде становится одним из сильнейших государств региона, распространившим свою власть и на ряд чеченских обществ. Свое могущество Эндирей сохранял до сожжения города в 1722 году войсками Петра I .

Дальнейшая жизнь

В 1614 году и в последующие годы Султан-Мут неоднократно менял внешнеполитическую ориентацию, обращаясь с просьбой о принятии в русское подданство. Однако тарковские владетели, опасавшиеся соперничества со стороны Эндиреевского ханства, препятствовали поступлению Султан-Мута и его детей на русскую службу. Терские воеводы, с которыми Султан-Мут вступил в сношения независимо от тарковских владетелей, не доверяли ему. В своей внешней политике Султан-Мут ориентировался на Турцию, в зависимости от складывающейся политической обстановки в регионе.

Смерть шамхала Ильдара в 1635 году вновь поставила вопрос о Шамхальстве. Кумыцкие люди предложили шамхальский титул Султан-Муту, но тот «за старостью» уступил его старшему сыну Айдемиру. В 1635 году престарелый Султан-Махмуд посетил Бахчисарай для укрепления давних кумыкско-крымских отношений.

О полководце

Турецкий путешественник Эвлия Челеби (побывавший на Северном Кавказе , в частности гостивший у Султан-Махмуда) пишет : «Бессмысленно тягаться и выйти победителем в борьбе с дагестанским шахом Султан-Махмудом».

Память

  • В честь Султан-Мута названо селение Султан-Янги-Юрт, основанное его младшим сыном Казаналипом.
  • Памятник Султан-Муту в Эндирее торжественно открыт 24 июля 2017 года.
  • В честь Султан-Мута названа джума мечеть в посёлке Тарки (Дагестан)
  • В 2018 году был создан Благотворительный фонд талантливой молодежи имени Султан-Мута Тарковского.
  • В 2003 году книга Багаутдина Аджаматова «История первой Кавказской войны. Шейх Султан-Мут» стала победителем республиканского конкурса «Лучшее литературное произведение — 2003». Книга издана также в переводе на турецкий язык.
  • В 2005 году в Кизилюрте районной администрацией проведено торжественное юбилейное мероприятие, связанное с 400-летием Караманского сражения, посвященное Султан-Муту Тарковскому с участием ведущих учёных, писателей, поэтов, общественных и политических деятелей, руководителелей ряда городов и районов Дагестана, депутатов разных уровней, религиозного духовенства, актива Кизилюртовского района.
  • В январе 2008 года в посёлке Тарки была проведена первая республиканская научная конференция, посвященная 460-летию Султан-Мута Тарковского. Материалы конференции изданы отдельной книгой.
  • 18 ноября 2008 года в Махачкале была проведена международная научная конференция, посвященная Султан-Муту Тарковскому с участием ведущих учёных России, ближнего и дальнего зарубежья. Материалы конференции изданы отдельной книгой.
  • 20 апреля 2011 года ИИАЭ ДНЦ РАН и администрацией Хасавюртовского района была проведена вторая международная конференция, посвященная Султан-Муту Тарковскому. Материалы конференции изданы отдельной книгой.
  • В Кизилюрте и в одноимённом районе Дагестана, а так же в Эндирее ежегодно проводятся спортивные мероприятия в честь Султан-Мута, в том числе турниры по мини-футболу «имени Султан-Мута Тарковского».
  • В селении Эндирей Хасавюртовского района установлен памятник Султан-Муту Тарковскому
  • В Кизилюртовском районе, за Бавтугаем, выше горячего черного источника Исс-Су (в переводе с кумыкского, «горячий источник»), на месте захоронения Султан-Мута, джамаатом (общиной) посёлка Тарки сооружено здание - зиярат, которое посещается многочисленными паломниками.
  • В посёлке Тарки (пригород Махачкалы) расположен мемориал имени Султан-Мута.
  • Улицы, названные в честь Султан-Мута:
    • улица Султана-Мута Эндиреевского в Хасавюрте;
    • улица Султан-Мута Эндирейского в селе Эндирей;
    • улица Султан-Мута в селе Нижнее Ишкарты;
    • улица Султан-Мута Тарковского в селе Учкент;
    • улица Шейха Солтанмута в селе Верхнее Казанище;
    • улица Шавхала Султанмута Тарковского в селе Ботаюрт;
    • улица Солтанмута Эндирейского в селе Чагаротар.