К-5 (ракета)

09.03.2021

К-5 (РС-1Уреактивный снаряд первый управляемый или Изделие ШМ, по классификации МО США и НАТО: AA-1 Alkali«Щелочь») — советская управляемая ракета класса «воздух-воздух» с радиокомандной системой наведения. Разработана в ОКБ-2 МАП СССР, под руководством Д. Л. Томашевича. Разработка К-5 началась в 1951 году.

История разработки

Работы по созданию первой системы управляемого ракетного вооружения для истребителей-перехватчиков начались в КБ-1 почти за год до выхода официального постановления Совета Министров СССР от 1 апреля 1952 года. К-5 изначально задумывалось как достаточно компактное оружие, чтобы его можно было разместить на истребителе МиГ-15, причём предполагалось что истребитель будет нести четыре ракеты, что должно было обеспечить большую вероятность поражения цели. В несекретных документах ракета получила обозначение «ШМ».

НИИ-17 занялся разработкой радиолокационной станции (РЛС) для системы вооружения К-5. В очень короткий срок, на базе РЛС РП-1У «Изумруд» для всепогодных модификаций истребителей МиГ-15 и МиГ-17, была создана РЛС РП-2У «Изумруд-2», которая в различных модификациях устанавливалась на МиГ-17, МиГ-19 и первых серийных Як-25.

Первый автономный пуск «ШМ» с МиГ-17П (СП-6) состоялся 8 октября 1953 года в районе полигона Владимировка, в Астраханской области. Пуски «ШМ» по самолётам-мишеням начались в марте 1955 года, и уже 8-го числа была поражена первая мишень. После принятия на вооружение в 1956 году система получила наименование С-1-У, самолёт — МиГ-17ПФУ, а сама ракета — РС-1У (сокр. реактивный снаряд первый, управляемый). Четыре ракеты РС-1У (изделия «М») размещались на пусковых устройствах АПУ-3 с замками-держателями 369-Ш.

В соответствии с декабрьским правительственным Постановлением 1954 года 40 ракетоносцев МиГ-17ПФУ (СП-15) выпустили в 1956 году на заводе № 21 в Горьком. В 1956 году провели войсковые испытаний, завершив их с положительными результатами. Ещё одним носителем новой системы вооружения стал двухдвигательный перехватчик Як-25. Количество этих перехватчиков было крайне мало — упоминается лишь одна группа ракетоносцев Як-25, базировавшаяся на восточном побережье Каспийского моря, у Красноводска.

Для истребителя МиГ-19 была разработана усовершенствованная ракета К-5М, с увеличенной площадью крыльев, улучшенной устойчивостью, увеличенными топливным зарядом и запасами сжатого газа для рулевых приводов и большей боевой частью. К-5М представили на испытания весьма оперативно — уже весной 1956 года во Владимировке состоялись её первые пуски с истребителя МиГ-19 (СМ-2М).

После принятия системы на вооружение по постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1343—619сс от 28 ноября 1957 года она получила обозначение С-2-У, ракета — РС-2У. На горьковском заводе № 21 носитель запустили в серию под обозначением МиГ-19ПМ («изделие 65»), выпустив 369 самолётов с 1956 по 1960 год.

Уже во второй половине 1950-х годов система К-5 рассматривалась как устаревшая и не планировалась к применению на перспективных самолётах. Однако, обстоятельства сложились так, что с некоторыми доработками она стала основой вооружения Су-9 — наиболее скоростного и высотного советского перехватчика первой половины 1960-х годов. Этот вариант К-5 получил обозначение К-51 (изделие «ИС»), но в ряде документов использовалось обозначение К-5МС.

Ещё до оформления Постановления решением Военно-промышленной комиссии № 12 от 3 марта 1958 года было задано переоборудование под комплекс К-51 одного из первых серийных Т-3 (заводской № 0103), а также изготовление на заводе № 153 ещё трёх ракетоносцев с представлением на испытания в мае-июле. В мае 1958 года лётчик-испытатель В. И. Ильин поднял в воздух первый носитель системы К-51 — самолёт Т-43-2, переделанный для этих испытаний из ПТ-8. Под крылом суховского носителя ракеты размещались на пусковых устройствах АПУ-19 (внутренняя пара) и АПУ-20 (внешняя пара). В ходе летных испытаний К-51 в составе Т-3 удалось подтвердить возможность применения ракет в диапазоне высот от 7 до 20 км, а также выполнить автономные пуски на высотах до 23 км. В соответствии с Постановлением от 10 октября 1960 года № 1108—460 авиационно-ракетный комплекс перехвата Т-3-51 с принятием на вооружение получил обозначение Су-9-51, самолёт — Су-9, РЛС ЦД-30 — РП-9, ракета К-51 — РС-2УС. Вскоре после принятия на вооружение в составе Су-9, РЛС ЦД-30 в варианте ЦД-З0Т (РП-21) нашла применение и на более крупносерийном самолёте — МиГ-21ПФ. После того как разработка Р-3 с радиолокационной ГСН затянулась, было решено вооружить МиГ-21 ракетами РС-2УС. Этими ракетами были вооружены модификации МиГ-21ПФМ и МиГ-21С.

В 1963 году проводились испытания по применению ракеты РС-2УС по наземным целям. Такой вариант применения был признан возможным, но нецелесообразным из-за малой точности ракеты и слабой боевой части.

Ракеты семейства К-5 выпускались также и в Китае, где их производство под наименованием PL-1 осуществлялось в соответствии с переданной в конце 1950-х годов лицензией. В конце 1990-х годов на основе РС-2У в Польше была создана ракета-мишень для тренировки расчётов зенитных ракетных комплексов.

Модификации и носители

  • К-5 (РС-1У) — базовый серийный вариант. МиГ-17ПФУ был вооружён четырьмя ракетами РС-1УС, как и Як-25К.
  • К-5М (РС-2У) — усовершенствованные ракеты для истребителей МиГ-19ПМ и МиГ-19ПМЛ.
  • К-5С — К-5 с увеличенной боевой частью, в серию не пошла.
  • К-5МС (К-51, РС-2УС) — последний серийный вариант К-5, этими ракетами вооружались Су-9, МиГ-21ПФМ и МиГ-21С.
  • К-55 (Р-55, «изделие 67») — модернизированный вариант РС-2УС с помехозащищённой тепловой ГСН и дополнительной БЧ в хвостовой части, разрабатывался ОКБ «Звезда» с 1957 года.
  • PL-1 (кит. трад. 霹靂一號, упр. 霹雳一号, пиньинь Pī lì yī hào, палл. Пи ли и хао, буквально Удар грома 1) — китайская копия К-5 производившаяся по лицензии.

Тактико-технические характеристики

Операторы

Бывшие

  • СССР: К-5, в 1967 полностью заменена К-55, оставалась на вооружении до начала 70х годов.
  • Венгрия: РС-2УС
  • Китай: копия К-5, обозначаемая PL-1
  • Польша: РС-2У и РС-2УС
  • Чехословакия: РС-2У и РС-2УС.