Фридман, Харрис

21.03.2021

Харрис Фридман (англ. Harris L. Friedman; 1949) — руководитель программы клинической психологии Уолденского университета (США), профессор Университета Флориды (в отставке), заслуженный профессор Сэйбрукского Университета. Почётный член (Fellow) Американской психологической ассоциации. Степень PhD по клинической психологии получил в Университете штата Джорджии.

Биография

Детство

Харрис Фридман родился в 1949 году в США в семье первого поколения еврейских эмигрантов из Европы. Его родители стремились найти баланс между сохранением старых традиций и ассимиляцией в новых культурных условиях, уделяя особое внимание религии. Тем не менее, они оставались изгоями даже в еврейской общине, частью которой являлись. Харрис рос в культурно чуждой среде. Например, в его родном городе Майами евреев не пускали во многие отели и рестораны. Родители Харриса не позволяли ему заводить друзей среди неевреев и хотели, чтобы он стал врачом. При этом их ожидания относительно будущего своего сына были невысоки, так что они не рассчитывали на то, что он станет настоящим врачом, а видели в нём всего лишь будущего дантиста.

Ещё в раннем детстве Харрис обнаружил противоречие в поведении своих родителей, которые строго соблюдали религиозные ритуалы (например, кошер), но при этом пренебрегали глубинным смыслом этих ритуалов. Это вызвало внутренний протест у Харриса и стало причиной формирования у него бунтарского характера, который проявился ещё в детском саду. В школьные годы Харрис проводил много времени в библиотеке и увлёкся математикой, палеонтологией и научной фантастикой (в особенности книгами Айзека Азимова). Особый интерес у него вызывали вопросы, связанные с эпистемологией и психологическими измерениями. Ещё ничего не зная о статистическом анализе, Харрис провёл самостоятельное мини-исследование, касающееся саентологии. Он выдвинул гипотезу, что только наивные люди способны поверить в дианетику, и графически подтвердил её. По словам самого Фридмана, это его первое психологическое исследование касалось измерений и трансперсональной психологии в широком смысле, хотя в то время он ещё не знал таких терминов. Данные темы стали главными в его академическом вкладе, когда он вырос и стал заниматься наукой. По достижении возраста бар-мицва Харрис во время празднования этого события в синагоге завёл беседу с раввином на серьёзные темы, но остался недоволен его ответами. После окончания церемонии Харрис отверг иудаизм и почувствовал интерес к изучению религиозных вопросов. В дальнейшем он стал много читать о разных религиях и культурах.

Юность

В школе Фридман набрал самое большое количество баллов во всём штате Флорида согласно научной методике изучения талантов под названием the Westinghouse Talent Search. По этой причине его пригласили заняться исследованиями в области микробиологии в Университете Майами, что привило ему вкус к научным исследованиям. Кроме того, он стал финалистом программы The National Merit Scholarship Program, но из-за своей нелюбви к средней школе оставил её на год раньше положенного срока и поступил в Университет Эмори, чтобы стать врачом. Однако на него оказал влияние дух времени середины 1960-х годов в США, когда движение против войны во Вьетнаме сопровождалось психоделической революцией. Фридман стал уделять много времени участию в антивоенных демонстрациях, борьбе за права человека и исследованию воздействия психоделиков на личном опыте. Всё это вызвало у него желание оставить учёбу в университете, однако в этом случае ему пришлось бы пойти в армию и быть отправленным во Вьетнам. Но Фридману нравилась поэзия Хо Ши Мина и тай-цзи, поэтому он продолжил учёбу, начав часто посещать курсы по философии и религии. На одной из антивоенных демонстраций он встретил девушку, которая вместе с ним посещала курсы по философии. Она стала его женой ещё в студенческие годы и продолжает ей быть более сорока лет. Родители Фридмана прекратили оказывать ему финансовую поддержку из-за того, что он женился на нееврейке, и ему пришлось подрабатывать, чтобы содержать семью. Впоследствии во время работы над докторской диссертацией Фридман создал консалтинговую компанию стоимостью во много миллионов долларов.

Научная деятельность

Харрис Фридман опубликовал свыше 200 книг, глав в книгах и статей в научных журналах по психологии, эпистемологии и социологии. Он стал редактором ряда сборников научных статей.

Фридман является председателем Группы интересов по трансперсональной психологии и сопредседателем Группы интересов по позитивной психологии в Отделе гуманистической психологии Американской психологической ассоциации. Он занимает должность старшего редактора в журнале International Journal of Transpersonal Studies и ассоциированного редактора в журнале The Humanistic Psychologist.

Фридман уделяет большое внимание развитию трансперсональной психологии как научной дисциплины. Разработанная им трёхуровневая модель расширения Я (Self-Expansiveness Level Form, SELF) в значительной степени поспособствовала решению этой задачи.

В июле 2013 года ведущий журнал АПА American Psychologist опубликовал совместную статью Николя Брауна, известного физика Алана Сокала и Харриса Фридмана, в которой критикуется математический аппарат весьма влиятельного в позитивной психологии конструкта под названием коэффициент Лосады. Эта статья привела к отказу от данного конструкта со стороны одного из его авторов.

Избранные публикации

  • Friedman H. The Self Expansiveness Level Form: A conceptualization and measurement of a transpersonal construct. Unpublished dissertation, Georgia State University, Atlanta, 1981.
  • Friedman H. The Self Expansiveness Level Form: A conceptualization and measurement of a transpersonal construct // Journal of Transpersonal Psychology. 1983. 15. 37-50.
  • Fiji crisis. Harvard Asia Pacific Review, 6, 86-90.
  • Friedman H., MacDonald D. Towards a working definition of transpersonal assesssment // Journal of Transpersonal Psychology. 1997. 29. 105—122.
  • Glover, G., Friedman, H., & Jones, G. (2002). Adaptive leadership: When change is not enough—Part One. Organizational Development Journal, 20, 15-31. & Glover, G., Rainwater, K., Jones, G., & Friedman, H. (2002). Adaptive leadership: When change is not enough—Part Two. Organizational Development Journal, 21, 18-38. (Note, this won the award for best article in 2002 in the Organizational Development Journal)
  • Friedman H. Transpersonal Psychology as a Scientific Field // The International Journal of Transpersonal Studies. — 2002. — Т. 21. — С. 175—187. (недоступная ссылка) — Архивировано из первоисточника 10-11-2012.
  • Friedman H., MacDonald D. (eds.). Transpersonal measurement and assessment. San Francisco: The Transpersonal Institute, 2002.
  • Friedman H., MacDonald D. Using transpersonal tests in humanistic psychological assessment // The Humanistic Psychologist. 2002. 30. 223—236.
  • Friedman H., MacDonald, D., Kumar K. Crossscultural validation of the Self Expansiveness Level Form with an Indian sample // Journal of Indian Psychology. 2004. March. 44-56.
  • Friedman H. Frameworks for peace: Reframing the conflict in Fiji // International Journal of Transpersonal Studies. 2004. 23. 118—124.
  • Friedman H. Transpersonal frameworks for peace: Fiji and Palestine // J. Drew, D. Lorimer (eds.). A way through the wall: Spiritual and transpersonal approaches to the world of today (pp. 47-58). Gloucess tershire, UK: First Stone Publishing, 2005.
  • The Wiley-Blackwell handbook of transpersonal psychology / Edited by Harris L. Friedman, Glenn Hartelius. — Wiley-Blackwell, 2013. — 744 p. — ISBN 978-1-119-96755-2..
  • The Praeger Handbook of Applied Transpersonal Psychology (2 vols.).
  • The Praeger Handbook on Social Justice and Psychology (2 vols.).
  • Advances in Parapsychological Research (Volumes 9 & 10).


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: