Женщины (фильм, 1966)
«Женщины» — советская мелодрама 1965 года из трёх новелл по одноимённому рассказу Ирины Велембовской. Один из лидеров советского кинопроката 1965 года — 36,6 млн человек (6-е место).
Сюжет
О трёх поколениях женщин — работниц мебельной фабрики, об их любви, о радостях и печалях рассказывает этот фильм.
Дуся Кузина приезжает в начале пятидесятых из деревни в город, случайно знакомится с работницей мебельной фабрики Екатериной Тимофеевной Бедновой — вдовой с сыном, которая селит её у себя и помогает устроиться работать на фабрику. Через некоторое время Евдокия начинает встречаться с известным всей фабрике Юрием. Их отношения заканчиваются неудачным абортом, и Евдокия узнаёт, что детей у неё уже не будет.
Спустя несколько лет девушка Аля (Алевтина) Ягодкина из Дусиной деревни хочет уехать с Виктором — городским парнем, приехавшим в деревню в командировку. Мать уговаривает дочь и Виктора сначала оформить свои отношения. Виктор соглашается, но появляется только через два месяца. Алевтина прогоняет его и признаётся матери в том, что беременна. Примерно через год после рождения сына мать Алевтины просит приехавшую в отпуск Евдокию устроить её дочь на ту же фабрику, потому что будущего в деревне у матери-одиночки нет. Алевтина едет с Евдокией в город, а сына оставляет с матерью.
Екатерина Тимофеевна, которая уже руководит фабричным профсоюзным комитетом, случайно узнаёт, что Евдокия держит Алевтину в ученицах больше положенного и к тому же берёт с неё плату за жильё. Екатерина Тимофеевна начинает опекать Алевтину, приглашает её к себе домой на встречу Нового года и знакомит со своим сыном-студентом Евгением. Они начинают встречаться, но Аля не сообщает Евгению о том, что у неё есть ребёнок. Мать против отношений единственного сына с матерью-одиночкой, и рассказывает сыну о ребёнке Алевтины. Но Евгений не собирается отказываться от Али. Воспользовавшись отъездом сына на практику, Екатерина Тимофеевна затевает суровый разговор с Алевтиной. Та уходит с фабрики и возвращается в деревню. Евдокия обличает Екатерину Тимофеевну — любящая, но справедливая мать понимает, что поступила неправильно. Она едет в деревню, у колодца встречает пожилую женщину с мальчиком и догадывается, что это мать Алевтины и её сын.
В ролях
- Нина Сазонова — Екатерина Тимофеевна Беднова, председатель фабкома
- Инна Макарова — Евдокия (Дуся)Николаевна Кузина
- Галина Яцкина — Алевтина (Аля)Павловна Ягодкина
- Виталий Соломин — Женя, сын Екатерины
- Надежда Федосова — тётя Груша, мать Али
- Валентина Владимирова — Лиза, сотрудница фабрики, подруга Екатерины
- Виктор Мизин — Виктор, отец Славика
- Пётр Любешкин — Константин Иванович, мастер
- Пётр Полев — Дмитрий Николаевич Полев, лектор
- Ирина Мурзаева — лифтёрша
- Люсьена Овчинникова — Анечка, работница мебельной фабрики
Производство
Фильм был снят по одноименной повести начинающего литератора Ирины Велембовской. «Женщины» стал дебютом на большом экране выпускника режиссёрского факультета ВГИКа Павла Любимова. Режиссёр вспоминал о совместной работе с Велембовской:
На главные роли в картину Любимову популярных в то время актрис. Дусю Кузину сыграла Инна Макарова, известная по ролям в фильмах «Девчата», «Дело Румянцева», «Дорогой мой человек», «Высота» и «Молодая гвардия». Нина Сазонова, исполнившая роль Екатерины Бедновой, снималась у Любимова уже во второй раз: в 1963 году она сыграла главную роль в его дипломной работе — новелле «Тётка с фиалками» в альманахе «Юность». В роли Али Ягодкиной снялась студентка Московского театрального училища имени Щукина Галина Яцкина, для которой картина стала вторым появлением на экране. Зная о том, что судьба Галины, приехавшей из Саратова в Москву, чтобы стать артисткой, схожа с судьбой её героини, режиссёр посоветовал ей постараться в кадре оставаться самой собой. Много лет спустя Яцкина рассказывала в одном интервью:
Роль Жени Беднова стала одной из первых работ в кино Виталия Соломина.
Съемки городских эпизодов фильма проходили в Ярославле. Операторы удачно вписали в развитие сюжета практически все основные туристические места города: Речной порт, Волжская набережная с беседкой и Арсенальной башней, Стрелка Волги и Которосли, площадь им. Подбельского (бывшая Рождественская, ныне — Богоявленская), Спасо-Преображенский монастырь и т. д. Сельские сцены снимали в деревне Итларь под Ростовом.
Песня Яна Френкеля на стихи Михаила Танича «Любовь-кольцо» («Нагадал мне попугай счастье по билетику…») звучит в фильме в исполнении Нины Бродской, а «Вальс расставания» Яна Френкеля и Константина Ваншенкина спели дуэтом Нина Сазонова и Пётр Любешкин.
Картина «Женщины» имела большой успех и стала одним из лидеров советского проката 1966 года, собрав у экранов 36,6 миллионов зрителей и заняв 6 место по посещаемости. Удачный первый опыт сотрудничества подтолкнул Павла Любимова и Ирину Велембовскую к его продолжению, и через четыре года после выхода на экраны фильма «Женщины» они выпустили свою новую совместную работу — кинокартину «Впереди день».
Съёмочная группа
- Авторы сценария — Ирина Велембовская и Будимир Метальников
- Режиссёр — Павел Любимов
- Оператор-постановщик — Василий Дульцев, Марк Осепьян
- Композитор — Ян Френкель
- Авторы стихов — Константин Ваншенкин, Михаил Танич
- Художник-постановщик — Арсений Клопотовский
- Декорации — А. Иващенко
- Звукорежиссёр — Леонард Бухов
- Монтаж — К. Малинская
- Костюмы — К. Русанова
- Директор — Владимир Макаров
Съёмки
- Съёмки городских эпизодов фильма проходили в различных живописных местах города Ярославля:
Спасо-Преображенский монастырь;
- Сцены из сельской жизни снимались в деревне Итларь под Ростовом.