Двалы

16.04.2021

Двалы или Туальцы (осет. туаллæгтæ, ед. ч. туаллаг; груз. დვალები) — один из трех субэтносов осетин, известный по различным письменным источникам.

Название

Этнонимом twal до сих пор именуются осетины, происходящие из Наро-Мамисонской котловины (осет. Туалгом). В исторических источниках двалы упоминаются как двел, тобел, тубал, туал, туали, двали, дувал и твал. У малхистинцев — дува.

Расселение

Плиний Старший и Птолемей локализовали двалов между Кераванскими горами (северные отроги Кавказского хребта) и рекой Ра (Волга). Соседями двалов Птолемей называл тусков и дидуров, помещая их между Кераванскими горами и Кавказом. Плиний располагал валлов/дваллов за Кавказскими воротами (Дарьяльское ущелье) в Гурдинских горах рядом со сванами, то есть в тех местах, где грузинская историческая традиция помещает историческую Двалетию. Таким образом, эти и другие античные источники размещали двалов примерно в центральной части Главного Кавказского хребта, несколько западней Дарьяльского ущелья.

Раннесредневековые источники локализуют двалов примерно там же, где и античные авторы, например «Армянская география» VII века. «Географии Грузии» — исторического труда Вахушти Багратиони, двалы обитали в Кассарском, Зарамаг, Згил, Нарском, Зругском и Закинском ущельях.

Современный ареал

До 20 века существовало общество туальцев, один из диалектов осетинского языка являющийся связующим между северо иронскими говарами, и южнотуальскими, самый знаменитый из них основополжник осетинской литературы Коста Хетагурова из села Нар. С начала 20 века множество туальцев переселились на равнинную часть Осетии, некоторые сёла Ардонского района, селения Ногир, Эльхотово, город Владикавказ.

Общие сведения

Античные авторы не просто сообщали этноним двалов в перечислениях народов, но и свидетельствовали о некоторой их хозяйственной деятельности — Плиний Старший, характеризуя валлов/двалов вместе со сванами, отмечает, что они умели добывать в рудниках золото. В какой-то период двалы подверглись аланской ассимиляции, но в какое время она завершилась — не известно. Общая политическая и этническая ситуация Раннего Средневековья, по мнению советского кавказоведа Н. Г. Волковой, не предполагала широкую языковую иранизацию высокогорного населения центральной части Кавказского хребта, по крайней мере в VII веке. Аланская ассимиляция двалов могла завершится и до монгольских походов и позднее — в период XIII—XIV веков. Также не исключено вытеснение аланами древневальского населения и перенесении имени двалы на переселившихся сюда алан.

Письменные источники

Этноним двалы в различных формах упоминается в позднеантичных (эллинистических, римских) и армянских источниках. В грузинских источниках, помимо овсов и Овсети, неоднократно упоминаются двалы и Двалети. В Грузии с XI века известна фамилия отражение этнического имени двалов — Двали.

  • I в. «Естественная история» (Плиний Старший) — др.-греч. Θύάλοι, лат. valli
  • II в. «Руководство по географии» (Птолемей) — др.-греч. Θύάλοι, лат. valli
  • IV в. копия с Римской дорожной карты — лат. lvali
  • VII в. «Армянская география» (Анания Ширакаци) — в форме дуалк (арм. Դուալ(ք))
  • VII—X вв. «История страны Алуанк» (Мовсес Каланкатуаци)
  • XII—XVIII вв. «Картлис цховреба»
    • XI в. «Жизнь Вахтанга Горгасала» (Джуаншер Джуаншериани)
    • не позже XIII в. «Летопись Картли» (аноним)
    • XIV в. «Мученичество Николая Двали»
  • XV в. «Памятник Эриставов»
  • XVIII в. «Географическое описание Грузии» (Вахушти Багратиони)

Этническая принадлежность

Раннесредневековая «Армянская география» ничего не сообщает об этнической принадлежности двалов, но, согласно Н. Г. Волковой, то, что в источнике двалы перечислены среди грузин-горцев, дагестанцев и чётко отделены от алан, свидетельствует о возможности включения их в круг кавказоязычных народов.

Язык

О языке двалов существует несколько версий. Вахушти Багратиони о языке двалов:

Религия

Вахушти Багратиони о религии двалов:



Имя:*
E-Mail:
Комментарий: