Лабиль-Гиар, Аделаида

21.07.2021

Аделаида Лабиль-Гиар, впоследствии Лабиль-Гиар-Венсан (фр. Adélaïde Labille-Guiard; 11 апреля 1749, Париж — 24 апреля 1803, Париж) — французская художница-портретист, основательница первой Парижской женской школы живописи.

Жизнь и творчество

Аделаида Вертю Лабиль родилась в семье торговца и была младшей из восьми детей. Общее образование получила в монастырской школе, затем помогала в лавке отца. Начиная с 14-летнего возраста мечтала стать художницей. Училась рисовать у художника-соседа, Франсуа-Андре Венсана. В августе 1769 года Аделаида выходит замуж за финансового чиновника Николя Гиара, а Венсан уезжает на 5 лет в Рим. Вплоть до 1774 года Аделаида учится у художника Мориса Кантена де Латур — в первую очередь пастельной живописи, бывшей тогда во Франции в большой моде.

После возвращения из Рима её друга Венсана Аделаида вновь берёт у него уроки — живописи масляными красками. В июле 1779 года она официально разводится со своим мужем. Полотна-портреты Аделаиды Лабиль имели большой успех, в том числе в высших кругах французского общества. Художнице позировали министры, принцессы крови, представители титулованной аристократии. В мае 1783 года Аделаида была принята в Королевскую академию живописи (в которой одновременно могли состоять не более 4-х женщин). Вступление её в Академию сопровождалось распространением скандального памфлета, в котором художница обвинялась в представлении картин Венсана как своих собственных, а также в сексуальной невоздержанности. Благодаря вмешательству покровительницы Аделаиды, графини д’Ангвилье, жены директора-управляющего зданием Королевской академии, скандала удалось избежать.

Узнав при вступлении в Академию, какие препятствия возникают на пути женщины, пожелавшей стать художником, Аделаида Лабиль уже в 1783 году открывает в Париже свою Женскую школу живописи, в которую уже на первый год записались 9 учениц. Как художница наиболее успешно она работала в 1785—1789 годы. В это время она много писала с королевской семьи, создала портреты Луизы-Елизаветы де Бурбон, дочери короля Людовика XV (1787—1789), групповой портрет семьи графа Прованского, брата короля Людовика XVI (этот портрет и некоторые другие Аделаида во время Французской революции вынуждена была сжечь), и др.

После победы Революции жизнь художницы не претерпела серьёзных изменений. Вместо портретов аристократов она теперь пишет с революционеров. В 1791 году она жертвует часть своих средств на Национальное собрание Франции, в 1791 устраивает выставку из 13 портретов членов Национального собрания. В своей речи перед Академией она требует равноправия в отношении женщин-художниц. Её предложения в этой области были приняты академиками, однако после поражения Революции отменены. В 1792 году Аделаида с Венсаном и двумя своими ученицами покидает Париж и до 1796 года живёт в снятом домике в Понтеле. После возвращения в столицу она становится первой женщиной, получившей разрешение иметь своё художественное ателье в Лувре, где работает затем со своими ученицами. В последние годы жизни Аделаида часто выставляется в парижских салонах. В июне 1799 году, после долгих бюрократических перипетий, связанных с оформлением её старого развода с Н. Гиаром, она наконец выходит замуж за своего давнего друга, художника Венсана. Последняя картина, созданная А. Лабиль, называлась Портрет семьи (1801).

Галерея

  • Автопортрет
    (1774)
  • Мадам де Жанлис
    (1790)
  • Графиня де Сельве, вдова в 24 года
    (1787)
  • Мария Луиза Елизавета де Бурбон
    (1788)
  • Робеспьер
    (1790)
  • Художник Франсуа-Андре Венсан
    (1795)
  • Елизавета-Филиппа-Мария-Елена де Бурбон
    (1788)
  • Художник Шарль-Амедей-Филипп ван Лоо
    (1785)
  • Принцесса Мария Аделаида Французская
    (1787)
  • Ученица Мари-Габриэль Капе
    (ок. 1798)
  • Портрет неизвестной
    (ок. 1787)
  • 18-летняя мадам Клодион, урождённая Флора Пажу
    (1783)


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: