Эллипсис

Эллипсис (от др.-греч. ἔλλειψις — недостаток) в лингвистике — намеренный пропуск слов, не существенных для смысла выражения. Используется и как риторическая фигура разговорного стиля. Вне художественных текстов рассматривается как вид грамматической ошибки.
О существовании эллипсиса можно догадаться зачастую исключительно из контекста, поэтому некоторые лингвисты[какие?] относят его в разряд одного из непродуктивных способов компрессивного словообразования.
Выделяют два вида эллипсиса:
Примеры
«Как на вкус было новое блюдо?» — «Ничего». (Подразумевается: ничего плохого, не к чему придраться.)
День в тёмную ночь влюблён,
— Г. Гейне. Оставь меня!
В зиму весна влюблена,
Жизнь — в смерть…
А ты?.. Ты в меня!
Эллипсис и конверсия
Закрепившийся за выражением эллипсис слова вызывает смену частеречного статуса другого слова, подчинённого первому. Например, в выражении шампанское вино слово вино обычно лишнее, потому что с другими существительными шампанское не употребляется (разве что в женском роде), и шампанское берёт на себя роль существительного.
Синтаксическая роль может и прирасти к слову, — в исходном частеречном статусе слово перестаёт употребляться. Например, при пропуске второго слова в ст.‑слав. дроугъ чьловѣкъ («другой человек») первое слово прилагательным быть перестало, став существительным друг.
Типы эллипсиса
Существует множество признаваемых лингвистами типов эллипсиса. Некоторые из них:
- Гэппинг (en:Gapping)
- Псевдогэппинг (en:Pseudogapping)
- Стриппинг (en:Stripping (linguistics))
- Слусинг (en:Sluicing)
- Эллипсис глагольной группы (en:Verb phrase ellipsis)
- Эллипсис именной группы (en:Noun ellipsis)
- Фрагментирование, или эллипсис при ответе на вопрос (en:Answer ellipsis)
- Сравнительный эллипсис (англ. сomparative deletion)
- Нулевая анафора дополнения (англ. null complement anaphora)