Турандот (опера)

01.08.2021

Турандот (итал. Turandot) — опера Джакомо Пуччини в трёх действиях (пяти картинах), по одноимённой пьесе К. Гоцци. Либретто Джузеппе Адами и Ренато Симони.

Первое представление состоялось 25 апреля 1926 года в Милане. Пуччини умер, не успев завершить работу над оперой, и в дальнейшем все представления «Турандот» завершались заключительным дуэтом и финалом, написанными Франко Альфано на основе черновиков автора. Однако эта версия окончания оперы не является единственной. Свои собственные варианты предложили также композиторы Лучано Берио (премьера состоялась в 2002 году, дирижёр В. Гергиев) и Хао Вэйя (премьера состоялась в 2008 году).

Ария Калафа «Nessun dorma» из этой оперы является одним из самых популярных оперных фрагментов как среди исполнителей, так и среди слушателей.

Действующие лица

История создания

Идея создания оперы на сюжет сказки Гоцци родилась у Пуччини в 1919 году под влиянием впечатления от драматического спектакля в театре Макса Рейнгардта.

Получив согласие либреттистов Адами и Симони на переработку пьесы, он приступил к работе и сам. При этом он не ограничился только сочинением музыки, в его письмах зафиксированы многочисленные указания либреттистам о содержании оперы. В либретто исследователи, наряду с основой, взятой у Гоцци, находят также влияние Шиллера, создавшего свой вариант этого сюжета, а также Шекспира.

Работа композитора над «Турандот» длилась с лета 1920 года до самой смерти композитора в 1924 году. За это время он успел написать около трёх четвертей предполагаемого объёма оперы, не завершив последнего дуэта Турандот и Калафа и заключительной сцены III акта. В настоящее время опера известна в версии, оконченной усилиями младшего друга Пуччини Франко Альфано.

Сюжет оперы строится вокруг истории любви жестокой принцессы Турандот и принца Калафа. Как и в сказке Гоцци, Турандот испытывает всех претендентов в женихи, загадывая им три загадки, с условием, что отгадавший получит Турандот в жёны, а ответивший неверно будет казнён. После ряда перипетий Калаф отгадывает загадки и получает Турандот, наконец уступившую силе чувства. Побочной линией является история влюблённой в Калафа рабыни Лиу (встречается вариант «Лю»). В отличие от пьесы Гоцци, где соперница Турандот Адельма была коварна и хитра, Лиу воплощает собой только трогательную женственность, что подчёркивается её мягкой и лиричной вокальной партией.

«Турандот» не является типичной оперой для Пуччини. Как отмечал в 1963 году музыковед И. Нестьев, в этом произведении композитор «резко нарушил традицию строгой камерности, лирической интимности, преобладавшей в большинстве его прежних опер: он словно воскресил здесь на новом этапе забытый тип opera seria с громадными хоровыми массивами ораториального плана».

Аналогично сюжетным линиям, исследователи видят в «Турандот» соответствующие основные музыкальные темы: «ледяную» тему самой принцессы, «героическую» тему Калафа, «комическую» и «циничную» тему министров, «романтическую» тему Лиу, а также тему народа (массовые хоровые сцены). Музыковед Джордж Марек не исключает, что эта «народная тема», не свойственная другим произведениям композитора, могла появиться в «Турандот» под влиянием М. Мусоргского и его «Бориса Годунова».

Либретто

Действие происходит в Китае «в легендарные времена».

Акт I

Мандарин объявляет закон: «Любой человек, который хочет жениться на Турандот, должен сначала ответить на её три загадки. Если он потерпит неудачу, то будет казнён». Персидский принц потерпел неудачу и должен быть казнён на восходе луны. Разъярённая толпа желает казни, стража оттесняет её от императорского дворца. В сутолоке на землю падает оборванный старик — это татарский царь Тимур, свергнутый и лишившийся зрения в результате переворота. Оставшаяся верной повелителю рабыня Лиу в отчаянии: она не может поднять Тимура. К счастью, ей помогает юноша Калаф; он оказывается единственным сыном царя Тимура, путешествующим инкогнито.

По сцене идёт юный персидский принц. Его вид вызывает в толпе жалость, ропот, а затем и негодование. Усмирить народ выходит сама принцесса, её неземная красота пленяет Калафа. Во что бы то ни стало он решает добиться её любви. Дорогу ему преграждают три министра: Пинг, Панг, Понг; Лиу с арией «Signore, ascolta» («Послушай, господин мой!»), где она признается Калафу в любви; Тимур с плачем: «Ah, per ultima volta» («О, в последний раз»). Калаф отвечает Лиу знаменитой арией «Non piangere, Liu» («Не плачь, моя Лиу») и идёт к гонгу. Трижды ударив в него, он зовёт: «Турандот!»

«Бессмысленно кричать по-гречески, по-китайски, по-монгольски! — восклицают министры. — Только гонг зазвучит — и смерть на зов спешит!»

Акт II

Императорские министры Пинг, Понг и Панг готовятся к церемонии загадок и оплакивают участь Китая. По их словам, несчастная страна не знает покоя из-за Турандот. «Вот до чего мы докатились! — В палачей мы превратились! — Министры — убийцы». Они мечтают поскорей покинуть проклятую работу и вернуться к тихой, спокойной жизни (трио «Ho una casa nell’Honan»; «У меня в Хэнани дом»).

Габриеле Мария Ронге в роли Турандот в современной немецкой постановке

Площадь перед дворцом. Старый император Альтоум пытается отговорить Калафа от состязаний («Basta sangue!»; «Хватит крови!»). «Дай мне, юноша, спокойно умереть, о смерти твоей не сожалея!» Но Калаф непреклонен. Тогда появляется принцесса Турандот, она рассказывает о своей ненависти ко всей сильной половине человечества, вспоминает свою бабушку, принцессу Лоу-Линь, которую обесчестили дерзкие завоеватели (Ария «In questa reggia»; «В этом дворце»).

Калаф просит загадывать загадки. Первая загадка: что это за чудесный призрак, летающий под покровом ночи? Утром он исчезает, чтобы воскреснуть в сердце на закате, мир его умоляет остаться, но он непреклонен. Калаф легко находит ответ: это надежда. Вторая загадка: горит как пламя, но не пламя, в час последний похолодеет, ей ты с трепетом внимаешь, а цветом схожа с зарей? И тут принц не затрудняется: это кровь. Третья загадка: лёд зажёг твоё сердце, но оно не может растопить этот лёд. Что же это такое, и свет, и тьма, сделает рабом захотевшего воли, сделает царём захотевшего рабства?

Калаф затрудняется ответить; его подбадривают император, министры, народ и Лиу. Турандот заглядывает ему в лицо и усмехается: «Ну, чужестранец, так что же это за лёд, который зажигает пламя?» Это подсказывает Калафу ответ: «Моим пламенем я растоплю твой лёд: Турандот!»

Принцесса в отчаянии: она просит отца не выдавать её за чужеземца. «Священна клятва! — Нет, не клятва, а дочь священна!» Однако Калаф не хочет брать Турандот силой. Он загадывает ей загадку на таких условиях: если Турандот отгадает её до восхода солнца — Калаф сам пойдёт на смерть. Если же нет, принцесса выйдет за него замуж. Загадка звучит просто: Турандот должна назвать имя неизвестного принца. Народ расходится, славя своего императора.

Акт III

Императорский сад, залитый лунным светом. Глашатаи оповещают о приказе Турандот: «Этой ночью никто не спит в Пекине» — никому не спать, во что бы то ни стало, под страхом смерти, вызнать имя неизвестного принца. Но Калаф полон радостных надежд: «Секрет мой скрыт во мне, никто не узнает моего имени!» (ария «Никто не спит» [итал. Nessun dorma]).

Появляются министры Пинг, Панг и Понг. Они безрезультатно пытаются соблазнить Калафа прекрасными девушками, богатством и славой. Затем Калафа окружают горожане, которые умоляют его открыть своё имя, ведь иначе им грозит гибель, но и это безуспешно. Тогда толпа угрожает ему смертью, но Калаф непреклонен. Стража вводит Тимура и Лиу, в которых узнают людей, говоривших с неизвестным принцем. Чтобы избавить Тимура от пытки, Лиу объявляет, что только она знает имя. Но выдать имя Калафа она отказывается, говоря, что силы молчать даёт ей любовь.

Она кончает с собой, предсказав Турандот, что и она полюбит принца. Потрясённая толпа уносит тело Лиу, оставляя Турандот и Калафа вдвоём. Поцелуй Калафа заставляет сердце принцессы дрогнуть. Он раскрывает своё подлинное имя, но Турандот объявляет всем, что имя принца — Любовь. Народ в финальном хоре прославляет любовь и жизнь.

История постановок

Первое представление состоялось 25 апреля 1926 года в миланском театре Ла Скала (режиссёр Джоваккино Форцано, художники Джулиано Кини и Алессандро Маньони). На премьере дирижёр Артуро Тосканини прервал спектакль, объявив, что «опера заканчивается здесь, потому что в этот момент Маэстро не стало».

Тосканини и Пуччини были друзьями

В дальнейшем все представления «Турандот» завершались заключительным дуэтом и финалом, написанными Франко Альфано на основе черновиков автора. Эта версия окончания оперы не является единственной. Свои собственные варианты предложили также композиторы Лучано Берио (премьера состоялась в 2002 году, дирижёр В. Гергиев) и Хао Вейя (премьера состоялась в 2008 году).

Мировые постановки

Уже в 1926 году постановки «Турандот» увидели свет во многих странах мира (Рим, Буэнос-Айрес, Рио-де-Жанейро, Дрезден, Вена, Берлин, Брюссель, Нью-Йорк), а в 1927 году опера была поставлена также в Каире, Берне, Лондоне, Праге, Будапеште и Стокгольме.

Постановки в СССР и России

В 1928 году премьера оперы состоялась в СССР в Бакинском оперном театре в постановке А. Риделя. Дирижёром выступил А. Клибсон.

В 1931 году «Турандот» впервые была поставлена в Большом театре (на сцене филиала) режиссёром Леонидом Баратовым и дирижёром Львом Штейнбергом. Спектакль шёл на русском языке в переводе П. Антокольского. Основные партии исполняли Ксения Держинская (Турандот), Борис Евлахов (Калаф), Глафира Жуковская (Лиу), Алексей Пирогов-Окский (Тимур). Спектакль выдержал 39 представлений и был снят с репертуара в 1934 году.

Позже спектакли шли на многих оперных сценах СССР.

До 2015 года опера шла в Большом театре в постановке 2002 года, созданной режиссёром Франческой Замбелло (дирижёр-постановщик Александр Ведерников, художники Георгий Цыпин и Татьяна Ногинова)

28 января 2017 г. в московской «Геликон-опере» состоялась премьера оперы «Турандот» (дирижёр-постановщик Владимир Федосеев, режиссёр-постановщик Дмитрий Бертман, художник-постановщик Камелия Куу). Действие оперы обрывается на последних тактах музыки Пуччини.

Дискография

  • 1938 — дирижёр Франко Гионе, оркестр и хор Итальянского радио в Турине, G.O.P. (Италия)
Исполнители: Турандот — Джина Чинья, Калаф — Франческо Мерли, Лиу — Магда Оливеро, Тимур — Лучано Нерони, Пинг — Афро Поли, Панг — Джино дель Синьоре, Понг — Аделио Загонаро, Альтоум — Армандо Джаннотти
  • 1955 — дирижёр Альберто Эреде, хор и оркестр Академии «Санта-Чечилия», DECCA (Италия)
Исполнители: Турандот — Инге Борк, Калаф — Марио дель Монако, Лиу — Рената Тебальди, Тимур — Никола Заккариа
  • 1957 — дирижёр Туллио Серафин, хор и оркестр театра Ла Скала, EMI
Исполнители: Турандот — Мария Каллас, Калаф — Эуженио Фернанди, Лиу — Элизабет Шварцкопф, Тимур — Никола Заккариа, Понг и Персидский принц — Пьеро де Пальма
  • 1964 — дирижёр Джанандреа Гавадзени, хор и оркестр театра «Ла Скала», Nuova Era (Италия)
Исполнители: Турандот — Биргит Нильсон, Калаф — Франко Корелли, Лиу — Галина Вишневская, Тимур — Никола Заккариа, Альтоум — Анжело Меркуриали, Пинг — Ренато Капекки, Панг — Франко Риччарди, Понг — Пьеро де Пальма, Мандарин — Виргилио Карбонари
  • 1965 — дирижёр Франческо Молинари-Праделли, хор и оркестр Римской оперы, EMI (Италия)
Исполнители: Турандот — Биргит Нильсон, Калаф — Франко Корелли, Лиу — Рената Скотто, Пинг — Гвидо Мадзини, Панг — Франко Риччарди, Понг — Пьеро де Пальма, Тимур — Бональдо Джиотти
  • 1972 — дирижёр Зубин Мета, Лондонский филармонический оркестр, хор John Alldis Choir, DECCA (Великобритания)
Исполнители: Турандот — Джоан Сазерленд, Калаф — Лучано Паваротти, Лиу — Монсеррат Кабалье, Тимур — Николай Гяуров, Альтоум — Питер Пирс
  • 1977 — дирижёр Риккардо Шайи, хор и оркестр Оперы Сан-Франциско, Legato Classics (США)
Исполнители: Турандот — Монсеррат Кабалье, Калаф — Лучано Паваротти, Лиу — Леона Митчелл, Тимур — Джорджо Тоцци, Мандарин — Альдо Браманте, Пинг — Дейл Дьюзинг, Панг — Реми Корацца, Понг — Йозеф Франк, Альтоум — Раймонд Мантон
  • 2008 — дирижёр Зубин Мета, хор и оркестр Дворца Искусств Валенсии, C Major Entertainment GmbH (Германия)
Исполнители: Турандот — Мария Гулегина, Калаф — Марко Берти, Лиу — Алексия Вулгариду, Тимур — Александр Цымбалюк, Мандарин — Венцеслав Анастасов, Пинг — Фабио Превиати, Панг — Винсен Эстеве, Понг — Роже Падюли, Альтоум — Хавиер Агульо
  • 2019, 12 октября — дирижёр Янник Незе-Сеген, хор и оркестр Метрополитен-оперы (США)
Режиссёр — Франко Дзеффирелли Исполнители: Турандот — Кристин Гёрке, Калаф — Юсиф Эйвазов, Лиу — Элеонора Буратто, Тимур — Джеймс Моррис, Пинг — Алексей Лавров Ведущая — Энджел Блю.

В астрономии

В честь главной героини оперы назван астероид (530) Турандот, открытый в 1904 году немецким астрономом Максом Вольфом в Обсерватории Хайдельберг-Кёнигштуль.



Имя:*
E-Mail:
Комментарий: