Иосиф (Петровых)

12.08.2021

Митрополит Иосиф (в миру Иван Семёнович Петровых; 15 [27] декабря 1872, Устюжна, Новгородская губерния — 20 ноября 1937, урочище Лисья Балка, Южно-Казахстанская область) — епископ Православной Российской Церкви; с августа 1926 года митрополит Ленинградский (назначен заместителем патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским)). Не приняв декларации 1927 года о полной лояльности власти и своего перевода на Одесскую кафедру, становится лидером «иосифлянства»; духовный писатель.

Прославлен в лике святых Русской православной церковью за рубежом как священномученик Иосиф Петроградский.

Детство и образование

Был 4-м ребёнком (всего в семье было 9 детей) в семье мещанина уездного города Устюжны — Семёна Кирилловича Петровых, владевшего пекарней и булочной лавкой. Дом находился в Казанском переулке (ныне Валентины Терешковой). Был крещён, как и все его братья и сестры, в приходской церкви Вознесения Господня на Всполье (разрушена в 1939 году).

Окончил Устюженское духовное училище (1889), Новгородскую духовную семинарию (1895), Московскую духовную академию в 1899 году со степенью кандидата богословия. Успешно выполнил задание Академии наук, записав по выработанной программе северный народный выговор. В 1899—1900 гг. — профессорский стипендиат. Магистр богословия (1903); тема диссертации: «История иудейского народа по археологии Иосифа Флавия. Опыт критического разбора и обработки».

Монашество и преподавание

С 9 сентября 1900 года — исполняющий должность доцента Московской духовной академии по кафедре Библейской истории.

26 августа 1901 года был пострижен в монашество, 30 сентября рукоположён во иеродиакона, а 14 октября — во иеромонаха.

С 1903 года — доцент Московской духовной академии.

С 9 декабря 1903 года — экстраординарный профессор и инспектор академии.

18 января 1904 года возведён в сан архимандрита.

В 1905 году после Кровавого воскресенья прекратил поминовение императорской фамилии за богослужением и на время был запрещен в служении, по прошению был уволен из академии и назначен в июне 1906 года настоятелем Яблочинского Свято-Онуфриевского первоклассного монастыря Холмской епархии.

С 1907 года — настоятель первоклассного Юрьева монастыря Новгородской епархии.

Архиерей

15 марта 1909 года хиротонисан в Александро-Невской лавре во епископа Угличского, второго викария Ярославской епархии (правящий епархиальный архиерей до декабря 1913 года — архиепископ (впоследствии Патриарх) Тихон (Беллавин)).

С 27 февраля того же года был настоятелем Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове — вплоть до окончательного закрытия обители в 1923 году.

20 марта 1910 года переименован в первого викария. В 1911 году посетил Афон для изучения древних церковных распевов.

Награждён орденом св. Владимира III степени (1912).

Награждён орденом Св. Анны 1-й степени (1915).

Член Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917—1918 годов, в заседаниях не участвовал.

С 1 декабря 1917 года до 20 января 1918 был временно управляющим Рижской епархии.

В июле 1919 года был арестован по обвинению в срыве кампании по вскрытию мощей посредством колокольного звона и крестного хода. Был отправлен в Москву в Бутырскую тюрьму. В августе того же года освобождён. В 1920 году приговорён к условному заключению на год.

С 1920 года — архиепископ Ростовский, викарий Ярославской епархии. Занял очень решительную позицию против изъятия церковных ценностей и 19 июня 1922 года ярославским Ревтрибуналом был приговорён к четырём годам лишения свободы, но особым предписанием от 5 января 1923 года ВЦИК был досрочно освобождён.

В 1920—1925 годы управлял Новгородской епархией во время ареста архиепископа Арсения (Стадницкого).

В 1923—1926 годы управлял Ярославской епархией во время ареста митрополита Агафангела (Преображенского).

В декабре 1925 года митрополит Петр (Полянский) в своём завещании перед арестом поставил его третьим кандидатом в заместители Патриаршего Местоблюстителя.

Митрополит Ленинградский

26 августа 1926 года указом заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) архиепископ Иосиф был назначен митрополитом Ленинградским и 11 сентября (29 августа по Юлианскому календарю) прибыл в Ленинград. Вечером этого дня (канун памяти св. Александра Невского) и утром в день праздника он совершил торжественное богослужение в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. 13 сентября выехал в Новгород за вещами, откуда был вызван в Москву в ОГПУ. Возвращаться в Ленинград ему запретили; местом пребывания был указан Ростов Великий. Временно управляющим Ленинградской епархией митрополит назначил архиепископа Кингисеппского Гавриила (Воеводина), которого арестовали через 7 месяцев, 19 апреля 1927 года.

Лидер «иосифлянства»

В 1927 году митрополит Иосиф критически отнёсся к «Декларации» заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского).

Осенью 1927 года отказался принять назначение от 17 сентября в Одессу (вместо Ленинграда, куда его не допускали власти); проживая в Ростове, продолжал именоваться митрополитом Ленинградским. Его позиция пользовалась значительной поддержкой среди «староцерковного» духовенства и народа в Ленинграде, где от его имени епархией управлял один из викариев — епископ Димитрий (Любимов).

6 февраля 1928 года подписал акт об отходе от митрополита Сергия, став во главе особого течения в Патриаршей Церкви, именуемого в литературе по его имени «иосифлянством». Был запрещён в служении митрополитом Сергием и Временным Синодом при нём решением от 27 марта 1928 года. Запрещения не признал.

В сентябре 1929 года арестован и выслан в Казахстан в Аулие-Ата. Был арестован в ссылке и привлечён к делу «Всесоюзной организации ИПЦ» 9 сентября 1930 года. Первоначально митрополит Иосиф допрашивался в Ленинграде, затем был доставлен в Москву. 27 сентября 1930 года в своих собственноручных показаниях так характеризовал отличие «иосифлян» от сторонников митрополита Сергия: «Сергий хочет быть лакеем Советской Власти, мы — хотим быть честными, лояльными гражданами Советской Республики с правами человека, а не лакея, и только». В других показаниях писал: «Била меня когда-то и Царская власть — я терпел… Готов терпеть и от нынешней Советской — всё что угодно, твердо веря, что и она без воли Божией не сильна мне сделать никакого зла. (Ев(ангелие от) Иоанна, 19 гл, 10-11 ст)».

По постановлению Особого совещания при Коллегии ОГПУ от 3 сентября 1931 года был приговорён к пяти годам заключения в лагере с заменой на высылку в Казахстан на тот же срок. Жил в Мирзояне, на окраине Чимкента. В маленьком казахском глинобитном доме он занимал комнату с верхним светом, обставленную очень скромно: в ней стоял грубо сколоченный стол, топчан и пара стульев. Каждое утро один служил за аналоем, на который ставил небольшой резной складень.

Арест и мученическая кончина

В 1937 году, 7 июля, был вновь арестован в ходе массовых репрессий в отношении духовенства.

19 ноября 1937 года был приговорён к расстрелу Тройкой УНКВД по Южно-Казахстанской области; 20 ноября, в полночь был расстрелян вместе с митрополитом Кириллом (Смирновым); захоронен предположительно в Лисьем овраге под Чимкентом.

Память и вопрос о канонизации

Прославлен в лике святых Русской православной церковью заграницей в 1981 году вместе с сонмом новомучеников и исповедников российских.

Русская православная церковь, однако, не прославляет его, хотя некоторые сторонники митрополита Иосифа были канонизированы РПЦ. Видимо, препятствием к канонизации является не руководство «расколом» (современная РПЦ признаёт, что «иосифляне» были во многом правы), а признание им своей вины в 1937 в «контрреволюционной деятельности»; хотя в РПЦЗ многие считают, что контрреволюционная деятельность и враждебное отношение к советской власти не может являться препятствием для церковного прославления, а, напротив, свидетельствуют о жизненном подвиге митрополита Иосифа. Впрочем, существует точка зрения, что этот протокол был сфабрикован чекистами — в пользу этой версии говорит казённая стилистика текста и стандартная для подобных признаний форма показаний. Если Церковь примет эту точку зрения в качестве официальной, вопрос о канонизации может быть решён положительно.

15 сентября 2012 года на родине митрополита Иосифа, в городе Устюжне Вологодской области, была установлена памятная доска из чёрного мрамора с надписью «Въ домѣ № 14 по этому переулку (бывшему Казанскому) въ 1872 году родился и прожилъ первыя 17 лѣтъ своей жизни священномученикъ Iосифъ, Митрополитъ Петроградскій (въ міру Иванъ Семеновичъ Петровыхъ). Разстрѣлянъ въ 1937 году».

Учёный и мемуарист

Главный труд владыки Иосифа: «История иудейского народа по археологии Иосифа Флавия» (Сергиев Посад, 1903, магистерская диссертация). Задачей своего труда видел в том, чтобы «забраковав негодное, установить важное» в тексте Флавия. Подчеркнул две крайности в оценке Флавия — гиперкритицизм и полное доверие: «Понадобились до унизительности рабские преклонения перед авторитетом Иосифа далеко недюжинных талантов (вроде некоторых отцов и учителей Церкви), прежде чем установилось равновесие». Вывод самого исследователя заключался в том, что Флавий, говоря о периоде, предшествовавшем Маккавейским войнам, не располагал никакими серьёзными документами, кроме Ветхого Завета, зато его сведения о последних двух веках до н. э. имеют огромную ценность, тем более, что этот период освещён в Библии не полностью.

В 1905—1910 годы издал свой дневник под заглавием: «В объятиях Отчих. Дневник инока», состоявший из двенадцати томов. Из текста видно, как внимательно автор дневника углублялся в себя и записывал каждое своё душевное движение. В дневнике много говорится и о взлётах его духа, и об искушениях, которым он подвергался.

Сочинения

  • Материалы для изучения великорусских говоров // Известия Отделения русского языка и словесности АН. Т. 1. Кн. 4. 1896. Вып. 3.
  • Речь при погребении проф. А. П. Смирнова // БВ. 1897. № 1.
  • Самуил и Саул в их взаимных отношениях // БВ. 1900. № 12.
  • Можно ли и как можно православным христианам молиться за христиан неправославных? // Душеполезное чтение. 1901. № 10.
  • Матерь Божия — Благодатная Матерь народа русского. Сергиев Посад, 1902.
  • Речь перед защитой магистерской диссертации // Богословский вестник. 1903. № 10.
  • Магистерский диспут. Сергиев Посад, 1903.
  • История иудейского народа по Археологии Иосифа Флавия (Опыт критического разбора и обработки). Сергиев Посад, 1903.
  • Как «воспитывается» неблаговоспитанность // Божия нива. 1904. № 4.
  • От крупиц евангельских. Беседы инока. Сергиев Посад, 1904.
  • Учение Лейбница о происхождении и сущности зла. Х., 1905.
  • Девушка-учительница. Сергиев Посад, 1905.
  • Река Иордан; Ночь на Голгофе и у Гроба Господня // Душеполезное чтение. 1905. № 1, 4.
  • Маленькие монахи. Сергиев Посад, 1906.
  • Ианней Александр; Иисус, сын Иоседоков; Иоанн Гискальский; Иоанн, сын Маттафии; Иоанн Гиркан; Иосиф Флавий; Иотапата; Иуда Маккавей; Иуда Галлилейский; Иудеи // Православная богословская энциклопедия. Т. 6-7.
  • Иудифь; Есфирь; Книги Маккавейские" // Толковая Библия / Под ред. Лопухина. СПб., 1906—1913. Т. 3, 7, 10-11.
  • В объятиях Отчих. Дневник инока. Вып. 1-11. Сергиев Посад, 1905—1914. Том 1, том 2, том 3, том 4-5, том 6-7, том 8, том 9, том 10-11.
  • Православие — светоч России; В Великий Пяток // Новгородские ЕВ. 1908. № 11; 1909. № 7.
  • Речь при наречении во епископа Угличского // Церковные ведомости. Приб. 1909. № 13/14.
  • Новое чудо милосердия Царицы Небесной в г. Ростове Великом. Сергиев Посад, 1911.
  • Святитель Димитрий — обличитель клеветы и защитник невинных. Ростов, 1912.
  • Замечательный случай чудесного исцеления болящего ребенка по молитвам свт. Димитрия Ростовского. Ростов, 1912.
  • Посещение Ростовского Спасо-Иаковлевского Димитриева монастыря и г. Ростова императором Николаем II и Елизаветой Федоровной // Душеполезное чтение. 1913. № 7/8; 1914. Ч. 1.
  • Знамя Сапеги; Плащаница Ростовского Успенского собора // Светильник. 1913. № 9; 1914. № 1.
  • Сказание о новопрославленной иконе Божией Матери «Умиление», находящейся в Благовещенской церкви г. Ростова, Ярославской губ. Казань, 1914.
  • Памяти Александры Феодоровны Мальгиной. Ростов, 1915.
  • Слово // Ярославские епархиальные ведомости. 1915. № 19.
  • «Я иду только за Христом…» Протоколы допросов 1929—1930 // Богословский сборник. 2002. — Вып. 9.
  • Письма, статьи, повесть // Священномученик Иосиф, митр. Петроградский. Жизнеописание и труды. М.; СПб., 2011.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: