Диалоги о естественной религии

30.09.2021

«Диалоги о естественной религии» — философский труд шотландского философа Дэвида Юма, опубликованный в 1779 году. В диалоге три философа: Демей, Филон и Клеант обсуждают природу существования Бога. Остается предметом научных споров, относятся ли эти имена к конкретным философам, античным или нет. Каждый из них соглашается, что Бог существует, но их мнения по поводу природы, признаков Бога, а также познания божества человечеством резко отличаются.

В Диалогах персонажи Юма обсуждают ряд аргументов в пользу существования Бога и аргументов, через которые, по мнению их сторонников, мы можем познать природу Бога. Обсуждение этих тем включает в себя аргумент от замысла, для которого Юм использует пример с домом, и аргумент от зла (в мире больше страданий или благ?).

Юм начал писать Диалоги в 1750 году, но закончил только к 1776, незадолго до его смерти. Они частично основаны на книге «О природе богов» Цицерона. Диалоги были посмертно опубликованы в 1779 без указания имени автора и издателя.

В «Слепом часовщике» (1986) эволюционный биолог Ричард Докинз обсуждал свой выбор назвать книгу в честь знаменитого утверждения телеологического аргумента, аналогии с часовщиком, Уильяма Пейли и заметил, что критика Юмом аргумента от замысла как объяснения замысла в природе была первоначальным критицизмом, на который позже ответил Чарльз Дарвин в «Происхождении видов». Во второй части Диалогов (1779) Филон замечает, что репродукция животных оказывается лучшим объяснением сложности и разнообразию организмов, чем разумный замысел.

Персонажи

  • Памфил — юноша, присутствующий при диалогах. В своем письме Гермиппу он детально пересказывает беседу Демея, Филона и Клеанта. На протяжении всей пьесы он выступает в роли рассказчика. В конце Диалогов он считает, что Клеант предоставил самые сильные аргументы. Однако он мог так думать только из-за уважения к своему учителю, ведь такая позиция не отражает собственные взгляды Юма на тему. Если просмотреть другие статьи Юма о религии, можно заметить, что все они заканчиваются, по всей видимости, ироничными заявлениями, подтверждая правдивость христианских религиозных взглядов. Хоть ирония в Диалогах и не так очевидна, это наталкивает на мысль о таком варианте трактовки их концовки. Цицерон использовал подобную технику в своих Диалогах.
  • Клеант — «верующий-экспериментатор» — «образец ортодоксального эмпиризма». Он основывает свои убеждения о существовании и природе Бога на версии телеологического аргумента, которая использует свидетельство разумного замысла во Вселенной ради доказательства существования Бога и сходства его мышления с человеческим.
  • Филон — персонаж, представляющий взгляды, наиболее близкие к точке зрения Юма, согласно большинству ученых. Филон с Демеем критикуют взгляды Клеанта на антропоморфизм и телеологию. Хоть Филон и не отрицает существование Бога, он утверждает, что человеческий разум абсолютно некомпетентен, чтобы делать какие-либо предположения о божественном, будь то через априорные утверждения или наблюдения за природой.
  • Демей «защищает позиции космологического аргумента и философского теизма…» Он утверждает, что существование Бога должно быть доказано с помощью априорных рассуждений и что наши убеждения насчет природы Бога должны основываться на откровениях и фидеизме. Демей отвергает «естественную религию» Клеанта за излишний антропоморфизм. Демей возражает против отказа Филона и Клеанта (оба они эмпиристы) от априорных аргументов и считает, что Филон «принимает крайнюю форму скептицизма».


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: