Григорий Печорин

16.11.2021

Григорий Александрович Печорин — вымышленный персонаж, офицер русской императорской армии, главный герой романов Михаила Лермонтова «Княгиня Лиговская» (незавершённый) и «Герой нашего времени». Сочетает в себе черты байронического героя эпохи романтизма и «лишнего человека», не нашедшего себе применения.

Биография

Родился в Санкт-Петербурге. До 19 лет жил в Москве. Он не явился на экзамен и вскоре на коленях у матери выпросил отправиться в подмосковный гусарский полк. По его словам, «обучение ему быстро наскучило». Избавившись от родительской опеки, он сразу начал наслаждаться всеми прелестями жизни, но вскоре и они ему надоели. После этого он пошёл в армию. Через некоторое время был сослан за дуэль на Кавказ, в действующие войска. Именно этот период жизни Печорина освещён в романе. Он надеялся развеять скуку на поле боя, но через месяц привык и к свисту пуль и к близости смерти.

В первой по хронологии главе романа «Тамань» Печорин натыкается на банду контрабандистов и разрушает их modus operandi. В этой главе к нему приходит мысль, что всем он несёт только несчастья. После этого Печорин едет на воды в Кисловодск, где встречает своего знакомого юнкера Грушницкого, давнюю возлюбленную Веру и княжну Мери.

За время своего пребывания в Кисловодске и Пятигорске Печорин влюбляет в себя княжну Мери, впоследствии отвергая её, и убивает на дуэли Грушницкого, за что его вновь ссылают, на этот раз в крепость. Там он знакомится с Максимом Максимычем.

Внешний вид

Печорин — мужчина среднего роста и крепкого телосложения: плечи широкие, стан тонкий. Кожа по-женски нежная, волосы — белокурые, вьющиеся и «живописно обрисовывали бледный, благородный лоб», но брови и усы чёрные. Нос немного вздёрнут, а зубы ослепительно белые. Взгляд его, по мнению княжны Мери, тяжёлый, неприятный и наглый, при его довольно детской улыбке; по словам повествователя, глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся». Он носит запылённый сюртук, под которым — «ослепительно чистое бельё». В целом, противоречивая внешность Печорина во многом отражает его личность.

Печорин и Онегин

Считается, что автор назвал своего персонажа в честь северной реки Печоры. Исследователи сравнивают его с другим персонажем, названным по такому принципу — Онегиным. Онега ровно течёт к морю, Печора же является бурной горной рекой.

Михаил Лермонтов развил пушкинского персонажа. В своей статье 1840 года Белинский называл Печорина «Онегиным нашего времени». По его словам, «несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою». Пушкин, обнаружив Онегина в окружавшей его действительности, стал критиковать её; Лермонтов же разоблачил героя-эгоиста.

Татьяна Александровна Иванова, автор ряда книг, посвящённых Лермонтову, считает, что при написании «Героя нашего времени» перед его глазами стоял образ Онегина. Она указывает на обмолвку в рукописи — вместо имени героя своего романа тот написал «Евгений», а впоследствии исправил ошибку.

Мнения критиков

Ряд реакционных критиков, поддерживавших существовавший общественный строй, осудил Печорина, посчитав его развратным человеком. По их мнению, называть его «героем нашего времени» было равносильно оскорблению России. Совершенно иной точки зрения придерживался Виссарион Белинский. Он полагал, что главный герой был отражением трагедии передовых людей 1840-х годов. Критик видел в Печорине отзвуки автора, который не смог до конца отделиться от него и верно его оценить. При встрече с Лермонтовым Белинский убедился в сходстве характера писателя с характером персонажа. Оно, по его словам, заключалось в «рассудочном, охлаждённом взгляде на жизнь и людей».

Фаддей Булгарин считал, что Печорин не был типичен для русского общества, а в образовании подобных эгоистов обвинял Запад. Похожие оценки давали герою Степан Шевырёв и Осип Сенковский.

Образ Печорина в кинематографе

  • 1913 — «Бэла» (22 минуты, реж. Андрей Громов), роль Печорина исполнил сам режиссёр.
  • 1926—1927 — Владимир Барский на студии «Госкинпром Грузии» по мотивам произведения поставил три фильма — «Княжна Мери», «Бэла» и «Максим Максимыч». В роли Печорина — Николай Прозоровский. Хотя фильм получил негативные отзывы критиков, игра Прозоровского была ими оценена положительно.
  • 1955 — «Княжна Мери» (реж. Исидор Анненский), в главной роли — Анатолий Вербицкий.
  • 1967 — «Герой нашего времени» (реж. Станислав Ростоцкий). Дилогия из двух фильмов — «Бэла» и «Максим Максимыч. Тамань». Печорина играл Владимир Ивашов. По мнению советских критиков, из-за иллюстративности картины её авторы не сумели воссоздать характер и раскрыть внутренний мир героя.
  • 1975 — телеспектакль «Страницы журнала Печорина» (реж. Анатолий Эфрос). В роли Печорина — Олег Даль.
  • 2006 — 8-серийный телесериал «Герой нашего времени» (реж. Александр Котт). Роль Печорина исполнил Игорь Петренко, игра которого была признана удачной.

Образ Печорина в театре

Роман «Герой нашего времени» и отдельные его части неоднократно ставился в театрах СССР и России.

  • 2015 — Большой театр (балет «Герой нашего времени», композитор Илья Демуцкий, режиссёр-постановщик Кирилл Серебренников).
  • 2019 — Театр имени Моссовета (реж. Юрий Ерёмин). В роли Печорина — Ник Кропалов, Дмитрий Подадаев.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: