Выхино (станция метро)


«Выхино» (до 1989 года — «Ждановская») — станция Московского метрополитена на Таганско-Краснопресненской линии. Расположена в районе Выхино-Жулебино (ЮВАО), часть выходов ведёт в район Вешняки (ВАО). Открыта 31 декабря 1966 года в составе участка «Таганская» — «Ждановская». Наземная открытая станция с двумя береговыми платформами (третья, служебная, платформа была разобрана за ненадобностью вскоре после открытия участка «Выхино» — «Жулебино»). Станция была конечной на протяжении почти 47 лет, этот статус она также возвращала на период временных закрытий участка восточнее неё.

История

Станция открыта 31 декабря 1966 года в составе участка «Таганская» — «Ждановская», после ввода в эксплуатацию которого в Московском метрополитене стало 82 станции. Современное название дано по московскому району, на территории которого она расположена. На схемах метро, выпущенных до открытия станции, она носит название «Выхино». Первоначальное название «Ждановская» было дано в честь партийного деятеля Андрея Жданова, чьё имя носил район Москвы, в котором располагалась станция на момент открытия. В 1969 году в Москве прошла административная реформа, в ходе которой число районов увеличилось, а из Ждановского района был выделен Волгоградский район, на территории которого и оказалась станция. Таким образом, связь с топонимикой была утрачена. Железнодорожная платформа, соединённая пересадкой со станцией метро, также носила название «Ждановская».

«Выхино» является теоретически последней станцией эпохи «наземного метро» 1960-х годов. Станции наземного типа, реализованные уже после неё (пример — Бутовская линия), построены с применением материалов, более устойчивых к погодным условиям Москвы (в отличие от станций, построенных с применением железобетонных конструкций), и спроектированы с бóльшим удобством для пассажиров.

До 2015 года, по разным оценкам, являлась самой загруженной станцией московского метро.

Архитектура и оформление

Станция сооружена из стандартных железобетонных конструкций по специальному проекту. Платформы закрыты навесами для защиты пассажиров от осадков, пути открыты. Каждый из навесов поддерживает один ряд колонн (на платформе, общей с железнодорожной, — два навеса и два ряда колонн). Светильники расположены в нишах в нижней части навеса. Покрытие платформы — асфальт.

При открытии в 1966 году платформы станции были рассчитаны на приём шестивагонных составов. К 1983 году, когда на линии был произведён переход на восьмивагонные составы, платформы были удлинены в направлении последнего вагона.

Вестибюли и пересадки

Изначально станция представляла собой единственный в Москве кросс-платформенный узел станции метро и железнодорожной платформы, а именно платформы Выхино Рязанского и Казанского направлений МЖД. Платформа со стороны второго пути (в сторону станции «Рязанский проспект») построена общей для пассажиров метро и железной дороги, однако была разгорожена вдоль, пересадка была возможна только в середине платформы и по подземным переходам (она была разгорожена уже в 1991-м году, до этого можно было прямо из электрички идти поперёк платформы к турникетам).

С 1998 года электрички в сторону Казанского вокзала стали проезжать входы в метро дальше из-за перегрузки пересадки в часы пик, а позже напротив входов в метро вдоль края платформы со стороны железнодорожных путей были установлены ограждения. Начавшаяся в 2003 году реконструкция станционного узла полностью ликвидировала возможность кросс-платформенной пересадки с электропоездов на метро.

В 2004 году был открыт специализированный пересадочный павильон. Одновременно к станции метро отошла часть платформы, бывшая ранее железнодорожной, ограждение со стороны железнодорожных путей было усилено, а количество входных турникетов увеличилось примерно втрое.

В 2008 году почти завершена реконструкция пересадочного узла, завершены входы на станцию метро и на платформу Казанского направления, и в подземный переход со стороны улицы Красный Казанец.

Платформы станции соединены двумя переходами шириной 4 метра под путями, вход в каждый из переходов возможен как со стороны улицы Хлобыстова, так и со стороны улиц Красный Казанец и Вешняковская.

«Выхино» особенна тем, что не имеет прямой пересадки между поездами противоположного направления. В связи с этой особенностью до открытия участка «Лермонтовский проспект» — «Жулебино» была единственной станцией в Москве, на которой нарушался принцип фиксированной оплаты проезда вне зависимости от направления и станции назначения: если пассажир, приехавший на платформу из центра, решил бы вернуться обратно, ему бы пришлось снова проходить турникеты, производя оплату. Таким образом, ошибка в направлении при следовании со станции «Рязанский проспект» могла стоить не только потерянного времени, но и денег в размере стоимости одной поездки. Также до установки турникетов на платформе в сторону из центра была единственной станцией, на которую можно было легально зайти бесплатно (правда проезжать куда либо с этой платформы было запрещено). Выход со станции в сторону центра осуществляется через турникеты на вход с соответствующими указателями выход.

Пассажиропоток

До продления линии в сторону «Жулебино» она являлась самой загруженной конечной станцией Московского метрополитена. Ситуацию, при которой поезда заполняются на конечных станциях настолько, что на последующих станциях пассажиры не могут попасть в поезд, назвали «эффектом Выхино».

После ввода в строй участка линии до «Жулебино» предполагалось снижение пассажиропотока на данной станции до 40 %. За первые три рабочих дня после открытия участка до «Жулебино» (11, 12 и 13 ноября 2013 года) пассажиропоток по данной станции снизился в среднем на 30 000 человек в день (то есть фактически на 17 %), по станциям «Рязанский проспект» и «Кузьминки» — более чем на 10 000 человек.

По состоянию на декабрь 2016 года пассажиропоток станции Выхино составляет 151,5 тыс. человек.

Путевое развитие

При движении из центра сразу за станцией расположена стрелка, по которой поезда поворачивают к станции «Лермонтовский проспект» (ранее этот путь был тупиком), и перекрёстный съезд, по которому производится оборот поездов, прибывающих на станцию для зонного оборота. С 9 ноября 2013 года зонный оборот возможен лишь по 3 станционному пути, так как часть зоны оборота на 4 пути стыкуется со стрелкой 2 пути перегона «Лермонтовский проспект — Выхино». Далее за станцией находятся депо «Выхино» и выхинская площадка Завода по ремонту электроподвижного состава (ЗРЭПС), производящая ремонт и модернизацию вагонов (вторая площадка находится в депо «Сокол» и ремонтирует вагоны типа 81-717/714). Тоннели в сторону станции «Лермонтовский проспект» огибают здание депо с боковых сторон. Между станциями «Выхино» и «Лермонтовский проспект» посередине перегона вправо отходит служебная соединительная ветвь к Некрасовской линии.

Наземный общественный транспорт

Городской

На этой станции можно пересесть на следующие маршруты городского пассажирского транспорта:

  • Автобусы: 79, 159, 177, 197, 208, 209, 232, 247, 285, 314, 409, 410, 436, 502, 551, 569, 580, 602, 613, 613к, 615, 620, 697, 706, 722, 731, 747, 772, 821, 841, 872, 884, т30, т64

Областной

Пригородные автобусы 323, 346, 352, 373, 463, 501, 1232, которые обслуживают город Люберцы. Также от станции курсируют автобусы и маршрутки до торгово-ярмарочных комплексов «Садовод» и «Южные Ворота» и до торгового центра «Мега Белая Дача».

Убийство на «Ждановской»

27 декабря 1980 года возле посёлка Пехорка, недалеко от дороги, ведущей в аэропорт Быково, обнаружен окровавленный, практически раздетый и полузамёрзший человек. Одежда потерпевшего валялась рядом. Кроме записной книжки в карманах ничего не обнаружили. Номера телефонов и фамилии из записной книжки ничего не прояснили, а потому прибывшие на место происшествия работники милиции позвонили по одному из них. С этого момента в здании на площади Дзержинского зазвучал сигнал тревоги. Пострадавшим был заместитель начальника секретариата КГБ СССР майор Афанасьев (1940 г. р.). Через несколько дней, не приходя в сознание, он скончался.

Следствие установило, что Афанасьев погиб после избиения сотрудниками линейного отдела милиции № 5 станции «Ждановская», которые, будучи сильно пьяными, силой затащили Афанасьева в служебное помещение, отняли у него продукты и избили. После этого начальник отдела инсценировал бытовое убийство.

Хотя убийство носило бытовой характер, оно оказалось политически ангажированным, так как использовалось для борьбы за власть при стареющем генсеке Брежневе, проходившей между двумя государственными системами — КГБ и МВД — в целях очернения одной из сторон. Впоследствии преступление послужило отправной точкой для борьбы с преступлениями, совершёнными сотрудниками милиции, череды отставок высших руководителей правоохранительных органов.

На эту тему в 1992 году снят одноимённый художественный фильм. Фильм основан на реальных событиях, происходивших в Москве в 1979 году, и поставлен по мотивам одноимённой книги Владимира Калиниченко, в 1979—1982 годах руководителя следственной бригады прокуратуры СССР, который сам мелькнул в одном эпизоде.

Галерея

Станция в искусстве

На станции были сняты эпизоды трёх популярных в XX веке кинофильмов:

  • «Баламут» (режиссёр Владимир Роговой, 1978 год);
  • «По главной улице с оркестром» (режиссёр Пётр Тодоровский, 1986 год);
  • «Убийство на „Ждановской“» (режиссёр Суламбек Мамилов, 1992 год).

Станция в цифрах

  • Таблица времени прохождения первого поезда через станцию:


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: