Туру Алты

Туру Алты — культовый комплекс, древнее святилище эпохи бронзы расположенное на правом берегу реки Бар-Бургазы в Кош-Агачский районе Республики Алтай.
История исследования
Первые научные исследования комплекса были проведены В. Д. Кубаревым в 1970-е годы. В 1992—1993 годах комплекс изучался российско-американской экспедицией с участием таких учёных, как американский археолог Э. Якобсон и японский исследователь Т. Масумото. Археологические раскопки производились В. Д. Кубаревым. В 1978 году был раскопан пазырыкский могильник Барбургазы I, так же был исследован раннесредневековой ксенотаф и тюркская оградка той же эпохи.
В 1995 и 2003 комплекс исследовался Саяно-Алтайской экспедиция Государственного Эрмитажа под руководством Л. С. Марсадолова. Копирование петроглифов в 2006—2008 году осуществлялась экспедицией под руководством А. И. Мартынова.В 2014—2015 году проводились совместные работы Горно-Алтайского университета и Гентского университета (Бельгия). Целью исследования было картографирование местности и сплошная фиксация объектов, для получения цифровой модели комплекса.
Описание комплекса
Объекты культового комплекса расположены у подножия невысокого вытянутого в широтном направлении холма, на его террасах-уступах и на самой вершине, представляющей из себя сланцевые выходы. В состав комплекса входят: курганные могильники, стелы в оградках, керексуры, гигантские восьмикаменные кольца, древнетюркские оградки с изваяниями и наскальные рисунки. Весь комплекс зонируется четырьмя участками:
участок 1
В верхней зоне зафиксировано основное количество рисунков, почти все они приурочены к вертикальному скальному выходу на самом верху холма. Большинство рисунков выполнено точечной техникой, в виде силуэтов, но можно встретить и изображения процарапанные острым предметом по гладкой поверхности. Всего, на небольшой площади зафиксировано более ста изображений различных животных, с преобладанием среди них оленей.
Центральным объектом композиции и всего комплекса является изображение пары оленей, с ярко выраженными признаками пола. Олень-самец более метра в длину, безрогая оленуха не уступает ему размером. Фигура самца выполнена, более тщательно чем фигура самки. Большой размер. форма ветвящихся рогов и другие характерные детали изображения сближают Туру-Алтынские рисунки с фигурами оленей, выполненных в той же стилистической манере на оленных камнях Монголии и Забайкалья. Окружающие главную пару рисунки нанесены линиями из мелких, сливающихся точек, выполнены менее тщательно и появились вокруг главных фигур гораздо позднее.
В верхней части гряды расположено курганов, одиночно или группами, на выровненных участках находятся четыре керексура, рядом с которыми обычно находятся небольшие поминальные кольца и выкладки.
участок 2
Около 120 курганов расположено на западном склоне гряды, как на ровных уступах, так и на крутых склонах. Локализуются поодиночно и группами. На ровных склонах гряды зафиксировано девять керексуров рядом с которыми располагаются каменные кольца и выкладки. Также на склоне расположены восемь оградок, два каменных ящика и три стелы.
участок 3
В этой зоне комплекса зафиксировано 18 стел, стоящих отдельно в оградках и без. На участке ближе к степи расположено 23 кургана, также 11 курганов поздней бронзы расположено у северо-западного подножия гряды. Рядом расположены семь могил этнографического времени. У южной оконечности гряды расположена группа из 24 курганов, одной раскопанной тюркской оградки, поминальных колец и нескольких стел в каменных оградках. Могильник расположенный с западной оконечности гряды включает в себя два кургана и керексур, рядом с которым расположены поминальные кольца. Четыре отдельно стоящие стелы расположены ближе к гряде.
участок 4
В некотором отдалении от гряды на остепенённом участке расположены несколько групп археологических объектов. Такие как раскопанный В.Д Кубаревым пазырыкский могильник, рядом с ним 20 балбалов и несколько десятков поминальных колец и выкладок. Рядом зафиксированы два керексура и скопление из нескольких десятков каменных оградок. В советские годы на этом участке проводились работы по искусственному орошению земель. Была проложенная сеть из специальных каналов и арыков. По обе стороны от большого канала можно проследить линии выложенные из окатанных камней. С северной стороны канала расположено кольцо из восьми валунов, а ближе к подножию гряды расположено пять стел.
Особенности
Среди прочих петроглифов Алтая данную композицию выделяет факт нанесения рисунков на вертикальную плоскость. Другой особенностью объекта можно считать наличие «амфитеатра», с необычными акустическими возможностями. Отмечено, что даже негромкая речь, произнесённая на вершине горы, многократно переотражаясь от склонов, усиливается и хорошо слышна у подножия. Тщательно вымощенная плитами площадка перед скалой с нанесёнными оленями, стилистическое сходство изображений и техники исполнения с рисунками нанесёнными на оленные камни Монголии позволяет предположить, что Туру-Алтынская наскальная композиция вкупе с ритуальной площадкой перед ней, является жертвенным алтарём, с древнейших времён расположенным на вершине родовой горы.
Близкие аналогии
В настоящее время похожие по стилю и исполнению рисунки на Алтае можно наблюдать на холме Джалгызтобе, описан крупный валун с нанесённым на него рисунком пары Олень-Оленуха в долине реки Талдура, аналогичные изображения известны в комплексах петроглифов в долинах рек Елангаш, Ирбисту, Чаган и других. В близлежащем Монгольском Алтае крупные изображения оленей 126 см и 115 см представлены в комплексе Цагаан-Салаа, а также в Хар-Салаа.
Датировка комплекса
Данные полученные при изучении петроглифов из разных местонахождений Алтая, говорят о том, что время сооружения культовых объектов следует отнести к эпохе бронзы, их интенсивное дальнейшее использование в раннескифское время с последующим и гораздо меньшее в последующие периоды.
Комплекс Туру-Алты по своим конструктивным и стилистическим решениям более похож на объекты монгун-тайгинского типа Тувы, чем на раннескифские керексуры. Не исключено, что данный комплекс был сооружен раньше чем керексуры на реке Юстыт. Изобразительные особенности центральной композиции с оленями, позволяют проводить параллели и искать аналогии в монголо-забайкальском стиле наскальных изображений, относящимся к эпохе бронзы (вторая половина II тыс. до н. э.)
Факт того, что фигуры оленей, выбитые на скалах Алтая и Монголии очень часто бывают вписаны в композиции петроглифов твёрдо относимых исследователями к эпохи бронзы (вторая половина II тыс. до н. э.) позволяет датировать и данное изображение этим временем.
Галерея
-
Средняя часть гряды, видны оросительные каналы
-
Главный петроглиф
-
Верхняя часть «главного» холма
-
Алтарь
-
Олени на скале
-
Олени
-
Покосившаяся стела
-
Стела на склоне
-
Каменное кольцо на уступе
-
Каменное кольцо на верху гряды
-
На вершине гряды
-
У подножия гряды. Стелы в оградках
-
Современный Тагыл на вершине гряды