Имя мне — легион

02.03.2022

«Имя мне — легион», «имя ему — легион», «имя им — легион» (лат. nomen illis legio) — крылатое выражение, обозначающее несметное количество чего-либо, причём с негативной оценкой исчисляемого. Первоначально данная фраза употреблена в Новом Завете, в эпизоде изгнания Иисусом Христом нечистого духа из одержимого человека (одно из Чудес Христовых — «Исцеление бесноватого в стране Гадаринской»).

Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много.

— Мк. 5:8-9

Численность римского легиона составляла 5—6 тыс. человек. Постепенно это слово стало значить в народе просто «очень много». Например, в кириллической системе счисления существовало число легион (неведий), обозначаемое знаком , его значение: малый счёт — сто тысяч (105); великий счёт — миллион миллионов (1012) (ср. с кириллическим числом «тьма» и сохранившимся до нашего времени значением этого слова для обозначения чего-либо несметного, что происходит от тумэна — крупной воинской единицы монголо-татар). Бесноватый, отвечая, сколько внутри него сидит бесов, употребил это слово, чтобы продемонстрировать огромное количество демонов.

По мнению ряда библеистов, в сюжете содержится отсылка к X легиону Fretensis, который стоял в Иерусалиме в составе римских оккупационных войск. Изгнанные бесы вселились в стадо свиней (кабан — один из символов полевого знамени этого легиона), которое ринулось в воды Галилейского озера и утонуло — этот факт может быть иронической инверсией героической истории X легиона, который получил своё почётное название «Охраняющий пролив» за участие в морском сражении.

В Новом Завете

Чудо было совершено в стране, лежавшей на восточном берегу Галилейского озера, называемой Гадаринской (у Марка и Луки) или Гергесинской (у Матфея). На берегу Иисуса и его учеников встретил бесноватый (у Матфея упоминается двое бесноватых). Этот бесноватый, издалека увидев Иисуса, прибежал, поклонился ему и закричал «что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!». А после на вопрос Иисуса как его имя, отвечал: «Легион», указав этим на обитание в нём большого количества нечистых духов.

Бесы просили Иисуса не высылать их вон из страны той, а пустить их в стадо пасущихся рядом свиней. Иисус позволил им, и всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. По утверждению Марка, погибло около двух тысяч свиней. Христос не позволил исцелённому последовать за ним, «а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя». При этом жители города были напуганы этим чудом — «весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их».

Использование в литературе и искусстве

Чудо в Гадаре встречается во многих произведениях искусства, церковных фризах и иконографии, наряду с другими чудесами Иисуса Христа. Однако использование имени «Легион» в классической литературе и искусстве не является распространенным явлением.

  • В «Двенадцатой ночи» Шекспира Тоби говорит, что поговорит с Мальволио, который странно себя ведет, даже «если все дьявольские ады будут втянуты в себя, а сам Легион овладеет им».
  • «Имя мне Легион» — рассказ Лестера дель Рея 1942 года, вошедший в сборник «Война и космос» .
  • «Имя мне Легион» — сборник трех рассказов Роджера Желязны 1976 года.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: