Мехк-кхел

08.02.2021

Мехк-кхел, Мехк Кхел — у вайнахских народов — высший законосовещательный орган, призванный решать наиболее важные вопросы и выступавший высшим судом. Название буквально переводится с вайнахского языка на русский как «народный суд».

Иногда выделяется и второй орган Мехк-Кхеташо, который был чисто парламентским. Название буквально переводится как «Совет страны». В таком случае Мехк-Кхел трактуется как чисто судебный орган. Сведений в источниках о Мехк-кхеташо совсем мало, о его компетенции можно в основном только предполагать, тогда как о Мехк-Кхел известно больше. Мехк-кхеташо решал вопросы войны и мира и вопросы общественного устройства власти в стране.

Согласно преданию, одним из важных актов Мехк-Кхеташо, определившим судьбу чеченского народа, было решение о принятии ислама. Но жёсткая система шариата, когда и общественная, и частная жизнь строго регламентируются сверху, моральное предписание является юридической нормой, грех — преступлением, не соответствовала древним демократическим традициям чеченского общества. Ведь частная жизнь всегда считалась у чеченцев неприкосновенной, так же как и личная свобода, и личное достоинство человека. Также неприемлемо было для чеченцев и физическое наказание, вплоть до увечий, предусмотренное шариатом. Поэтому Мехк-Кхеташо принял ряд решений, которыми предусмотрел сохранение чеченцами национальной идентичности.

Во-первых, он отказался от применения норм шариата почти во всех сферах права, за исключением имущественного и наследственного.

Во-вторых, Мехк-Кхеташо решил сохранить национальные особенности чеченцев в различных сферах человеческой жизнедеятельности, что во многом определило своеобразие чеченского менталитета, в отличие от других народов, принявших ислам. Ведь многие мусульманские народы были ассимилированы арабами или в этническом, или в культурном плане.

Таким образом, благодаря мудрости и дальновидности Мехк-Кхеташо чеченцы, восприняв высокую духовность ислама, в образе жизни, в менталитете и культуре сохранили свои древние демократические традиции.

Мехк-Кхел, Мехк-Кхеташо и Мехк-Да (в переводе «отец страны» с чеченского языка на русский) образовывали высшие органы власти чеченской общественной парламентской средневековой республики, часто применялось название «Нахская республика». Мехк-да не всегда и не всё время председательствовал в Мехк-Кхеташо, часто Мехк-Да выступал самостоятельным органом власти. Мехк-Да командовал ополчением страны в походе и в обороне от нападения.

Государство чеченцев в XV—XVIII веках представляло собой ассоциацию военно-политических союзов — тукхумов (Мохк), которые, в свою очередь, были объединениями сельских территориальных общин (тейпов). Можно предполагать, что оно имело больше федеративное, чем конфедеративное устройство.

С одной стороны, и объединения тейпов, и отдельные тейповые общины имели развитые модели самоуправления и высокую степень самостоятельности в решении внутренних экономических и административных проблем. С другой стороны, они были вынуждены выполнять все установления Мехк кхела и структур исполнительной власти.

Согласно классификации М. Мамакаева, в XVI—XVII веках в Чечне сложились девять тукхумов, или военно-политических союзов: Аькхий, Маьлхий, Нохчмахкхой, Тӏерлой, Чӏаьнтӏий, Чӏеберлой, Шарой, Шуотой и Эрштхой. Некоторые тейповые общины, как, например, майстой, пешхой, не входили ни в один из союзов и были представлены в Мехк-кхеле непосредственно.

На уровне Ассоциации рассматривались только вопросы определения границ с соседними народами, войны и мира, внесения изменений в систему права, сбора налогов для строительства крепостей и сторожевых башен, дорог и мостов, определения диапазона цен на стратегические сельскохозяйственные продукты. Появление Мехк-кхел датируется XV-началом XVI вв. После похода Тимура на Кавказ в конце XIV века у чеченцев произошла антифеодальная революция, и власть знатных была свергнута, после этого чеченцы стали говорить: «мы все уздени», то есть дворяне. Победил строй «тейповой демократии» или «военной демократии» по марксизму. Чеченцы в ходе войны на уничтожение со стороны Тимура вынуждены были уйти с плоскости в горы. Основной единицей управления стал тейп. Тимуру не подчинились на Кавказе чеченцы в высокогорье и остатки аланских племен также на высокогорье.

В разное время авторитет Мехк-кхел менялся: его решения могли в одни периоды восприниматься как чисто рекомендательные, в другие — принимались к обязательному исполнению. Мехк-кхел выступал в качестве юрисдикционного органа мохка (страны). Источники права чеченцев можно разделить на два вида — Мехкан-кхеташонан сацам (постановление Совета страны) и Мехк-кхелан сацам (постановление Суда страны). Их появление в юридической природе основано, с одной стороны, на правовом обычае применительно к функциям Мехкан-кхеташо (Совета страны), а с другой стороны — на судебном прецеденте при рассмотрении конкретных дел в Мехк-кхеле. Основой данных источников выступают нормы адата.

Мехк-кхел являлся высшей судебной инстанцией, нижестоящими судами были тукхумный и тайповый кхелы. Вероятно, что в Мехк-кхеле разбирались дела, представлявшие наибольшую сложность, требующие более авторитетного решения в сравнении с тукхумными и тайповыми кхелами, выступавшими в роли низовых инстанций. Председательство в Мехк-кхеле предполагало высокую шкалу нравственности. Главным критерием, способствовавшим избранию председателем древнего высшего судебного органа, было всеобщее уважение в народной среде. Именно поэтому в числе известных председателей «Мехк-кхела», по дошедшим до нас преданиям, были Мулк Эрсинойский, Вюса Тинаев, Бейбулат Таймиев, мулла Махамад-Хаджи Центоройский.

Председатель, по всей видимости, обладал правом решающего голоса, его избрание также было основано на выборных принципах из членов Мехк-кхела.

Члены Мехк-кхела избирались из числа авторитетных представителей различных тайпов — это обстоятельство характеризует его как выборный орган, формирующийся на коллегиальной основе, где право господствует над властью, а власть является лишь проводником идеи господства закона на всей территории мохка (страны). Верховный суд страны древних вайнахов Мехк-кхел, представляя в одном лице законодательную и судебную власть, имел также в своем подчинении службу по исполнению решений, принятых на совете. Применение данной службы было необходимо тогда, когда решению Мехк-кхела могли противиться не отдельные лица в отношении, которых был вынесен приговор, а тайп или сородичи, по тем или иным причинам вставшие на его защиту. В подобных случаях применялся, говоря современным языком, административный ресурс. Если бывали случаи, когда некоторые сельские или территориальные общины не выполняли решения Мехк-кхела, то их могли полностью уничтожить.

Совокупность сведений о Суде страны позволяет нам сделать вывод, что организация и основное предназначение Мехк-кхела были ориентированы на решение трёх основных категорий вопросов особого значения: деликтов, возникавших при регулирования земельных споров между тайпами, тукхумами; спорных вопросов, по которым невозможно было принять компетентного решения в судах низшей инстанции (в роли которых выступали тукхумный и тайповый суды); издание судебных постановлений-руководств для кхелов на всей территории мохка.

По материалам, собранным М. А. Ивановым в верховьях реки Фортанга, одним из древнейших мест, где заседал Мехк кхел вайнахов, была гора Муйти-корт. Она была названа в честь легендарного председателя Мехк-Кхела — Муйты. Сохранился даже камень, который, согласно преданию, служил трибуной для председателя Мехк кхела, получивший название «Муйти-кер» — камень Муйты.

Исследователь XIX века И. Попов пишет о деятельности Мехк кхела, заседавшего на горе Кхетеш-корт в Ичкерии. Курган на ней, по преданию, был насыпан руками представителей нахских общин, давших тем самым клятву верности Стране нахов. Мехк кхел собирался в различных районах Чечни: крепость Цайн-Пхеда в Мелхисте, Пуога в Майсте, ущелье Нашх, селение Кэй, курган Жеми-Барз возле села Чечен, курган Кхетеш-Корт в Ичкерии, у крепости Кезеной-Ам, в Акки. Выбор места заседаний зависел от военной и политической ситуации в стране, а также, по всей видимости, от того, где жил председатель. В мирное время Мехк кхел собирался в основном на равнине, а во время войны — в высокогорных районах. Согласно преданиям, курганы, на которых заседал Мехк кхел, были рукотворными. Нередко в заседаниях участвовали представители из соседних стран: Грузии, Кабарды, Дагестана.

В 2008 году часть тейпов Ингушетии избрала своих представителей для формирования Мехк-кхел, призванного стать «альтернативой» официальному законодательному собранию республики.