Большое космическое путешествие

14.05.2022

«Большое космическое путешествие» — советский детский фантастико-приключенческий фильм, поставленный в 1974 году Валентином Селивановым по пьесе Сергея Михалкова «Первая тройка, или Год 2001-й…» (1970). Премьера фильма в СССР состоялась 5 ноября 1975 года.

Сюжет

Трое советских школьников — Света Ишенова из Бухары, Саша Иваненко из Донецка и Федя Дружинин из Москвы — побеждают во всесоюзном конкурсе с участием ста тысяч претендентов и, пройдя курс специальной подготовки, отправляются в первый в истории детский космический полёт на корабле «Астра». Командует кораблём единственный взрослый на борту — капитан Егор Павлович Калиновский.

Действие фильма начинается, когда юные члены команды уже находятся в космическом центре и ждут командира, который повезёт их на стартовую площадку. Калиновский надевает космический костюм в помещении с большим телеэкраном, на котором в режиме реального времени наблюдает за подготовкой к старту. Заканчивая последние приготовления, он попутно разговаривает по телефону с сыном и забывает на телефонном аппарате пилотку. Приехав на автомобиле к остальной команде и обнаружив свою оплошность, командир просит Федю сходить за пилоткой. Выполняя его просьбу, Федя видит на экране, который забыл выключить Калиновский, двоих сотрудников центра, один из которых говорит другому: «Я только что узнал от генерала, что наш эксперимент с „Астрой“…». Что было сказано дальше, зрителям не показывают.

На четырнадцатые сутки после успешного старта Калиновский заболевает, и комиссия врачей из Центра управления полётами приказывает ему отправиться в изолятор, а обязанности командира в его отсутствие поручает Феде Дружинину. Вскоре после этого на «Астре» происходит утечка газа. Федя с Сашей, оставив Свету на капитанском мостике, отправляются на лифте в машинное отделение. Света, посчитав, что малейшая искра может привести ко взрыву, отключает всё электропитание на корабле, и лифт останавливается. Федя приказывает Свете отправиться в машинное отделение по чёрному ходу, чтобы устранить утечку. Выполняя задачу, Света видит через полупрозрачную стену силуэт движущегося человека и слышит его голос, о чём сообщает приехавшим на лифте мальчикам. Они тоже слышат загадочный голос. Федя заявляет, что это голос их командира, после чего Саша вызывает его по внутренней связи и убеждается, что Калиновский не покидал изолятор.

Ещё через месяц полёта, в ходе которого корабль пережил встречу с опасным метеоритным роем, на пути «Астры» встречается терпящая аварию автоматическая межпланетная станция. Несмотря на риск схода корабля с орбиты, Федя принимает решение пристыковать «Астру» к станции, отправиться внутрь и лично устранить неполадки. Он переходит на станцию, находит рассоединенный кабель (с разъемами типа ШРxxП) и соединяет его, успев сообщить товарищам об устранении неисправности и своём намерении вернуться, после чего связь с ним обрывается. Следом за ним на станцию отправляется Саша и также пропадает. Света экстренно связывается с Землёй и получает приказ расстыковаться со станцией и идти заданным курсом, но после короткого совещания с Егором Павловичем, по-прежнему находящимся в изоляторе, в нарушение приказа отправляется на поиски друзей и попадает в ловушку — закрытую холодильную установку с зеркальными стенами. Там же обнаруживаются живые и невредимые, но полузамёрзшие Федя и Саша.

Саша предлагает найти шахту запасного сброса установки, выйти через неё в открытый космос и добраться без скафандра и шлема до аварийного люка «Астры». Кто именно отправится по смертельно опасному маршруту — он или Федя, — должен решить жребий. Света требует участия в отборе на общих правах, но Федя как командир отвергает предложение Саши и запрещает экипажу рисковать жизнью. Посреди ожесточённого спора все трое, к своему удивлению, слышат из-под пола установки мяуканье оставленного ими на «Астре» котёнка, помогающее им отыскать замаскированный выход и выбраться из западни. Неожиданно оказывается, что «Астра» — подземный тренажёр-симулятор, а экспедиция «первой тройки», в действительности никогда не покидавшей Землю, — психологический эксперимент, призванный изучить перспективы реального детского космического полёта. Также выясняется, что Федя, вернувшийся за пилоткой командира незадолго до старта, узнал о настоящей миссии «Астры» из случайно услышанного разговора учёных, но утаил её от Светы и Саши, стремясь не допустить срыва ответственного эксперимента, а Егор Павлович симулировал болезнь, чтобы предоставить юному экипажу возможность самостоятельно принимать решения и действовать в нестандартных ситуациях.

Несмотря на то, что «большое космическое путешествие» оказалось лишь последней предполётной тренировкой, всех троих её участников, в расчётное время нашедших выход из тренажёра и поднявшихся на поверхность, встречают как настоящих космических героев.

В эпилоге фильма настоящий космонавт Алексей Леонов обращается к юным зрителям, выражая уверенность в том, что детские космические полёты скоро станут реальностью.

Возможно, многие из вас, ребята, расстроились, что не увидели в фильме настоящего космического путешествия. Его не было — но это только пока. Каждый из нас, космонавтов, прежде чем полететь в космос, сделал ой какую сложную работу. Полёт требует полных всех твоих сил, знаний, умений. Я находился в открытом космосе всего лишь двенадцать минут, но сейчас могу сказать, что каждая моя минута нахождения в космосе требовала годовой подготовки на Земле. Но я уверен, ребята, что скоро наступит такое время, когда вы, если захотите, то полетите в космос. Я в это верю.

В ролях

Съёмочная группа

  • Автор сценария — Сергей Михалков при участии Валентина Селиванова
  • Режиссёр-постановщик — Валентин Селиванов
  • Главный оператор — Владимир Архангельский
  • Главный художник — Дмитрий Богородский при участии Эдуарда Зарянского
  • Композитор — Алексей Рыбников
  • Звукооператор — В. Набатников
  • Монтаж — Т. Ридель
  • Редактор — С. Клебанов
  • Стихи Игоря Кохановского
  • Комбинированные съёмки:
оператор — В. Лозовский художник — В. Глазков
  • Режиссёрская группа: Светлана Рималис, В. Сафонова, Сергеев, Виктор Сергеев
  • Операторская группа: В. Сапожников, В. Бергер, М. Скрипицын
  • Художник по костюмам — Т. Дмитриева
  • Художник-гримёр — К. Купершмидт
  • Художник-фотограф — А. Конокотин
  • Ассистент художника — Л. Чекулаева
  • Художник-декоратор — Э. Хестанов
  • Мастер света — С. Соколов
  • Симфонический оркестр Госкино СССР
Дирижёр — Георгий Гаранян
  • Директор картины — Александр Макаров

Песни и музыка из фильма

Композитором Алексеем Рыбниковым и поэтом Игорем Кохановским для фильма были написаны несколько песен, первоначально исполненных вокально-инструментальным ансамблем «Верные друзья» (главная музыкальная тема фильма — инструментальная композиция «Голубая планета», звучащая на начальных титрах, и песня «Млечный Путь» на ту же мелодию — представляет собой авторскую переработку песни Алексея Рыбникова на стихи Игоря Кохановского «Кто может знать», впервые записанной в 1973 году ВИА «Поющие сердца» и Вадимом Мулерманом в дуэте с Вероникой Кругловой). Песни быстро приобрели самостоятельную популярность: уже в год премьеры «Большого космического путешествия» тираж грампластинок с музыкой из фильма, изданных всесоюзной фирмой грамзаписи «Мелодия», превысил 100 тыс. экземпляров. Композиции «Голубая планета», «Ты мне веришь?» и «Млечный Путь» до настоящего времени исполняются на российском радио.

Список композиций[a]

aКомпозиции 1—4 выпущены в 1975 году фирмой «Мелодия» на твёрдой (С62-05601/2) и гибкой (Г62-04503-4) пластинках формата «миньон». Часть из них была переиздана в 2004 году в составе бокс-сета из пяти CD «Алексей Рыбников. Музыка кино». Наиболее полно (композиции 1, 2, 4, 5, 6, 8, 10) саундтрек фильма представлен на CD «Алексей Рыбников. Музыка Космоса», выпущенном лейблом Bomba Music в 2006 году. Композиции 7, 9 и 11, названные в списке условно, официально не издавались.

Съёмки

Натурные съёмки фильма проходили в основном в Зеленограде, возле Московского института электронной техники (там же происходит действие нескольких эпизодов второго фильма фантастической кинодилогии Ричарда Викторова «Москва — Кассиопея» — «Отроки во Вселенной», также посвящённой теме детского космического полёта и снятой практически одновременно с «Большим космическим путешествием» в 1973—1974 годах). Сцены на базе подготовки космонавтов снимались в подмосковной усадьбе Марфино. Сцена диалога Светы Ишеновой с матерью Феди Дружинина снята в Москве у подъезда дома 15, корпус 2 по улице Шверника — на протяжении всего эпизода на заднем плане виден Дом аспиранта и стажёра МГУ.

Факты

  • Названия картины («Большое космическое путешествие») и пьесы, лёгшей в основу её сценария («Первая тройка, или Год 2001-й…»), дословно перекликаются с названием классического фантастического фильма Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года» (1968). Характерные детали внешнего облика «Астры» — шарообразный головной модуль, параболическая антенна над центральной секцией, трапециевидная хвостовая часть с тремя реактивными соплами — напоминают аналогичные элементы конструкции Discovery One. Эпизод с разумной бортовой ЭВМ, противостоящей одному из членов экипажа и побеждаемой при помощи отвёртки, — откровенная аллюзия на знаменитую сцену демонтажа компьютера HAL 9000 астронавтом Дейвом Боуменом.
  • Соавтор сценария «Космической одиссеи» английский писатель Артур Кларк был дружен с главным консультантом пьесы Сергея Михалкова и фильма Валентина Селиванова — советским лётчиком-космонавтом и художником Алексеем Леоновым. Именем Алексея Леонова назван космический корабль с советско-американским экипажем на борту в романе А. Кларка «2010: Одиссея Два» (1982) — второй части фантастической тетралогии «Монолит», продолжающей некоторые сюжетные линии первой «Одиссеи».
  • В конце фильма Алексей Леонов изображён работающим над эскизом картины «Орбитальная станция „Союз“ — „Аполлон“». Стыковка советского и американского космических кораблей «Союз-19» и «Аполлон» по программе ЭПАС (с участием самого Леонова) была осуществлена 17 июля 1975 года — через год после основных съёмок «Большого космического путешествия».
  • В оригинальной пьесе Сергея Михалкова Света Ишенова зовётся Наташей Печатниковой, Саша Иваненко — Вадимом Гонтарёвым.
  • Света Ишенова — единственная кинороль Людмилы Берлинской (впоследствии — известной пианистки, выступавшей с Мстиславом Ростроповичем, Юрием Башметом и Виктором Третьяковым).
  • Командир корабля Егор Павлович Калиновский впервые появляется в кадре, подъезжая к юным космонавтам на экспериментальном итальянском автомобиле-макете «Селена» (1959, инженер-дизайнер Луиджи Сегре).
  • Большая часть книжных полок в изоляторе, где на протяжении почти всего эксперимента сидит Калиновский, занята томами «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» (1890—1907).
  • В фильме дважды произносится фраза «Спокойно, Маша, я Дубровский», ставшая крылатой (так, её же произносит герой Владислава Стржельчика на четвёртой минуте фильма «Время отдыха с субботы до понедельника», снятого в 1984 году). Подобных слов нет ни в романе Пушкина «Дубровский», ни в его единственной экранизации, выпущенной до 1974 года («Дубровский», 1936). Вероятный прототип фразы — реплика Дубровского, выдающего себя за француза Дефоржа, из его диалога с Антоном Пафнутьичем в X главе романа:

— Тише, молчать, — отвечал учитель чистым русским языком, — молчать, или вы пропали. Я Дубровский.

  • «Астра» (лат. Astra — «Звезда») — название космического корабля в двух популярных советских фантастических фильмах: «Большое космическое путешествие» и «Через тернии к звёздам» (1980). Музыку к обоим фильмам написал Алексей Рыбников.
  • Инструментальная композиция, сопровождающая финальные титры фильма, звучит в сцене свадьбы в телевизионном фильме «Дневной поезд» (1976), музыку к которому также написал Алексей Рыбников.
  • В официально изданной версии «Песни гонщиков» дважды звучит оркестровый парафраз Прелюдии до минор (BWV 847) из первой части «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха, не вошедший в оригинальное музыкальное оформление фильма.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: