Полудитон

08.02.2021

Полудитон (лат. semiditonus) — в пифагоровом строе музыкальный интервал, составленный из целого тона и лиммы.

Интервальный коэффициент полудитона — 32/27:

9 8 × 256 243 = 2 5 3 3 = 32 27 ≈ 294 , 13 C e n t {displaystyle {frac {9}{8}} imes {frac {256}{243}}={frac {2^{5}}{3^{3}}}={frac {32}{27}}approx 294{,}13;mathrm {Cent} } .

Исторический очерк

Термин «полудитон» появился гораздо позже исторических описаний и расчётов полудитона. В древнегреческой теории музыки (впервые у Аристоксена) этот интервал назывался «триполутоном» (др.-греч. τριημιτόνιον), в древнеримской (например, у Боэция) «несоставным триполутоном» (лат. triemitonium incompositum). В обоих случаях описывался как интервал в тетрахорде хроматического рода мелоса. Латинский термин semiditonus впервые отмечается в различных музыкальных трактатах XI века, наиболее систематически — в учениях Гвидо Аретинского и Адальбольда Утрехтского.

Начиная с позднего Средневековья (примерно с XIII века) на смену термину «полудитон» пришёл термин «малая терция» (tertia minor), который используется в учении о гармонии вплоть до наших дней. В современных исследованиях (ретроспективно) полудитон иногда называют «пифагорейской малой терцией».