Су-80

09.02.2021

Су-80 (С-80) — самолёт для местных и региональных авиалиний разработки ОКБ Сухого. Разрабатывался в пассажирском (Су-80П) и грузо-пассажирском (Су-80ГП) варианте.

Самолёт имеет герметичный салон и предназначен для перевозки 30 пассажиров или до 3300 кг груза на расстояние до 1300 километров. Особенностью самолёта является его конвертируемость, то есть возможность быстрого переоборудования из пассажирского варианта в грузовой и обратно. Наличие грузовой рампы позволяет транспортировать автомобильную технику и стандартные авиационные контейнеры. Позднее планировалось создать ещё несколько модификаций самолёта: патрульную, медицинскую, самолёт для геологов и рыбаков.

Конструкторы заложили в машину целый ряд технических решений, обеспечивающих его автономное базирование и эксплуатацию с учетом российской специфики. Грузовая рампа хвостовой части фюзеляжа, съемные роликовые дорожки, лебедка позволяют механизировать погрузочное-разгрузочные работы. Двухбалочная схема самолета с П-образым оперением позволяет автопогрузчику или грузовому автомобилю подъехать непосредственно к рампе.

Взлётно-посадочные характеристики и шасси с пневматиками низкого давления позволяют эксплуатировать самолёт на небольших аэродромах, в том числе на грунтовых, ледовых и заснеженных. Су-80 планировалось оснастить двигателем отечественного производства типа ТВД-1500, но разработка данного двигателя затянулась на долгое время. Самолёт оснащён двумя турбовинтовыми двигателями фирмы Дженерал Электрик СТ7-9В мощностью по 1870 л. с., которые изготавливаются в России на совместном предприятии в г. Рыбинске. Планировалась сертификация по нормам лётной годности АП-25, которая не была завершена из-за фактического закрытия программы.

Предназначался для замены Ан-24, Ан-26, Як-40. Проиграл конкурентам по грузоподъёмности и вместительности – 30 пассажиров в салоне «сухого» против 52 и 40 человек в АН-24 и Як-40 соответственно. Из-за этого проект ОКБ Сухого и был свёрнут.

Конструкция

Самолёт представляет собой двухбалочный высокоплан нормальной аэродинамической схемы с прямым крылом большого удлинения с развитой механизацией. П-образное хвостовое оперение образовано двумя килями на балках и стабилизатором, замыкающим силовую схему.

Фюзеляж самолёта - цельнометаллический полумонокок является самостоятельным модулем с узлами крепления передней опоры шасси, крыла и поддерживающего пилона. В балках размещаются двигатели, отсеки оборудования и самолётных систем. В фюзеляже находятся отсек радиолокатора, кабина экипажа, отсек БРЭО и грузо-пассажирская кабина, а также основные стойки шасси. Грузовая рампа крепится к последнему силовому шпангоуту средней части фюзеляжа. Салон самолёта оборудован гардеробом, туалетом, багажными полками и аварийными выходами в соответствии с нормами АП-25 и FAR-25. Посадка-высадка пассажиров и загрузка-выгрузка грузов осуществляется через трап-рампу в хвостовой части фюзеляжа.

Крыло - кессонного типа с одним лонжероном. Состоит из центроплана, двух концевых частей и законцовок. Большинство деталей крыла изготовлены из композиционных материалов. В середине кессона крыла, размещены основные топливные и расходные баки. В балках размещены основные опоры шасси, турбовинтовые двигатели и оборудование общесамолётных систем. Механизация крыла - однощелевые трехсекционные закрылки, изготовленные из композиционных материалов, и элероны с триммером и сервокомпенсатором.

Шасси трёхопорное, убираемое в полёте, с носовым колесом. Передняя стойка самолёта управляемая, но не имеет тормозных систем, в отличие от двух основных опор. Кроме того основные опоры оснащены дополнительными амортизационными системами, которые смягчают удар при посадке. Носовая стойка убирается вперед по полету, а основные - назад в балки. Самолёт оснащён бескамерными колесами. Данный тип колесных систем позволяет продлить срок их службы. Створки ниш шасси изготовлены из композиционных материалов.

Хвостовое оперение - оперение самолёта и пилон выполнены по нормальной схеме и имеют традиционную конструкцию. Рули высоты и руль направления снабжены триммерами и сервокомпенсаторами. В конструкции хвостового оперения самолёта широко применены композиционные материалы.

Силовая установка - два турбовинтовых двигателя СТ7-9В компании "Дженерал Электрик", мощностью 1750 л.с. каждый. Двигатель адаптирован к отечественным топливам и маслам, оснащён электронно-гидравлической системой регулирования подачи топлива, системами контроля и диагностики. На самолёте установлены четырёхлопастные воздушные реверсивные винты фирмы "Сандстренд" с устройством аварийного флюгирования. Для снижения уровня шума в салоне самолёта в крейсерском режиме полета предусмотрена система синхрофазатирования. Ёмкость топливных баков, расположенных в центроплане составляет 3660 литров.

Пилотажно-навигационное оборудование - было специально разработано для самолёта Су-80 на предприятии "Электроавтоматика". Данное оборудование построено на современной элементной базе, с использованием спутниковой навигации, что значительно упрощает работу пилотов. По желанию заказчика, предусмотрена возможность оснащения самолёта зарубежным комплексом бортового радиоэлектронного оборудования.

Проекты

В перспективе самолёт прорабатывался под различные варианты для разных заказчиков:

Технические характеристики

  • Длина: 18,26 м
  • Высота: 5,74 м
  • Размах крыльев: 23,18 м
  • Площадь крыла: 44,36 м²
  • Стреловидность: 0°
  • Пассажиров: 30
  • Грузоподъёмность: 3300 кг
  • Крейсерская скорость: 430 км/ч
  • Максимальная скорость: 470 км/ч
  • Дальность полёта: 1300 км
  • Практический потолок: 7600 м
  • Длина разбега: 930 м
  • Длина пробега: 640 м
  • Диаметр фюзеляжа: 2,4 м
  • Ширина пассажирской кабины: 2,17 м
  • Высота пассажирской кабины: 1,82 м
  • Ширина грузовой кабины: 2,17 м
  • Высота грузовой кабины: 1,82 м
  • Длина грузовой кабины: 7,75 м
  • Масса пустого: 8350 кг
  • Масса максимальная взлётная: 14 200 кг
  • Масса максимальная посадочная: 14 050 кг
  • Двигатели: 2×СТ7-9В Дженерал Электрик (США)
  • Тяга: 2×1750 л. с.
  • Запас топлива: 3660 л