Кабинетная мифология

20.12.2022

Кабинетная мифология — научная фикция, в реальности никогда не существовавшие мифы; являются «плодом ошибок и фантазии» (В. Н. Топоров); фигурируют в научных сочинениях по славянской мифологии с XV века (Ян Длугош) и получили широкое распространение с XVIII века (школа А. Н. Афанасьева). Кабинетная мифология представляет собой методологический научный миф, результат ложного обобщения.

Понятие

Термин употребляется фольклористами, лингвистами и этнографами.

При недостатке письменных источников в среде исследователей появилась тенденция моделировать славянское язычество по образцу древнегреческой или римской мифологии. Наиболее последовательно такой методологический приём использовал А. Н. Афанасьев в своей книге «Поэтические воззрения славян на природу» (1865—1869, т. 1-3). И. Н. Данилевский пишет:

Многочисленные попытки увидеть в славянской мифологической системе подобие античной модели предпринимались со времён Яна Длугоша с его знаменитой «Historia Polonica» (XV в.) вплоть до Ломоносова и Татищева. Иногда результатами подобного «домысления» фактов славянской мифологии становились искусственно созданные мифологические персонажи, в реальных традициях не существовавшие (образцами так называемой «кабинетной мифологии» являются Лель, Лада, Коляда, Курент и прочие).

Специалист по традиционной славянской культуре Е. Е. Левкиевская считает, что талантливый автор изданных в середине XIX века «Белорусских народных преданий» Павел Михайлович Шпилевский (Древлянский), приняв за эталон мифологию разных народов (древнерусскую, литовскую, польскую и белорусскую), попытался утвердить «полноценность» белорусского этноса, создавая пантеон мифологических персонажей и божеств. Видимо, считает Левкиевская, Древлянский «сконструировал» названия для некоторых персонажей по ассоциации с реальными словами: Ваструха — острый, Вазила — возить, Жыцень — жито, Бордзя — борзый, Яркун — ярый, Гарцуки — гарцевать, Любмел — любить

Вот как об этом пишут авторы книги «Славянская мифология. Энциклопедический словарь»:

Слово «мифология», фигурирующее в названии книги, может пониматься по-разному и потому требует пояснения. У славян не было мифологических текстов в собственном смысле слова, подобных, например, древнегреческим. Единой праславянской «высшей» мифологии (то есть пантеона языческих богов) реконструировать не удаётся: киевский пантеон отличался от поморского, а у южных славян вообще не было пантеона. Народная традиция славян не сохранила практически никаких следов верховных божеств, в то время как «низшая» мифология (верования в чертей, водяных, домовых, русалок, духов растений и животных, демонов болезней и так далее) отличается значительным единством и чрезвычайной устойчивостью. Стремление поднять славянскую мифологию до уровня классических мифологий древнего мира побуждало романтически настроенных исследователей домысливать славянских языческих богов, извлекая их имена из фольклорных текстов, песенных припевов и тому подобного или просто изобретая их (Купала, Коляда, Кострома, Ладо, Лель и тому подобное). См. статью Кабинетная мифология. Таким образом, в настоящем словаре мифология трактуется как система мифологических представлений о мире, составляющих содержательную основу большинства жанров и видов народной культуры.

Кабинетная мифология упоминает, наряду с достоверно установленными богами славянского язычества, также мифические персонажи, которые едва ли были божествами, а в некоторых случаях и вообще были неизвестны язычникам, как например Белобог, Вазила, Весна, Горыня, Жыж, Жыцень, Зирка, Зюзя, Купала (или Купало), Курент, Лада (или Ладо), Лето, Леля, Лель, Масленица, Овсень, Полель, Похвист, Цеця, Чур, Ярила (или Ярило).

Кабинетная мифология относит к языческим божествам названия сезонов — Лето, Весна — и календарных праздников — Купала, Коляда, Масленица.

Названия чучел и кукол, такие как Кострома, Морена, тоже рассматриваются приверженцами кабинетной мифологии как имена языческих богов.

Божественный (теоморфный) характер иногда приписывался и персонажам русских сказок — Баба Яга, Горыня.

Современные авторы продолжают публиковать труды, наполненные кабинетными мифами.



Имя:*
E-Mail:
Комментарий: