Народная скрипка

26.12.2022

Народная скрипка — обобщённое название национальных разновидностей скрипки и других смычковых инструментов близких ей по конструкции, а также название явления по использованию скрипки для исполнения народной музыки в бытовой среде. Речь при этом идёт и о ранних (начиная со Средних веков) инструментах, исторически предшествовавших современной скрипке (за некоторыми из них закрепились особые названия: например, фидель, гудок), и о современных инструментах, предположительно восходящих к этим средневековым прообразам напрямую (например, хардингфеле). Степень отличия народной скрипки от скрипки в строгом смысле слова может варьироваться; в некоторых источниках понятие «народная скрипка» распространяется на достаточно далёкие от скрипки хордофоны — такие, как йоухикко или эрху.

Особенности строя и исполнения

Строй народной скрипки часто не отличается от академического инструмента: четырёхструнные народные скрипки обычно настроены G-D-A-E (соль-ре-ля-ми). Однако бывают и трёхструнные, и пятиструнные (прибавляется еще альтовая струна до), и с добавлением четырёх или пяти резонирующих струн.

Существует множество разных приемов постановки и игры на скрипке в традиционных стилях и стилях на их основе. Очень часто скрипку держат не слева (где обычно располагается подбородник), а примерно посередине. В этом случае подбородник располагается сразу на подгрифнике, а иногда, как и в барочной традиции — подбородник вовсе отсутствует и скрипку даже держат не прикасаясь головой, немного ниже плеча. Смычок очень часто держат выше обычного положения, что также похоже на положение в барочной музыке. Применяется множество приёмов звукоизвлечения и штрихов, среди них большое влияние нестандартных, отчасти барочных штрихов. Смело применяется и стаккато и различные варианты легато, а также совсем непривычный в классической музыке приём чопов (англ. Chop), когда на слабую долю играется звук без определённой высоты (резкий и ударный), что создаёт перкуссионный эффект (распространено в партиях, поддерживающих мелодию). Также очень часто используется игра двойными нотами (англ. double stops), когда в одном из голосов исполняется мелодия, а второй выполняет функцию бурдона. Техника аккордов и сложных штрихов менее применима в подобной музыке, хотя, например, в авторских хорнпайпах Джеймса Скотта Скиннера применяется техника разложенных аккордов, как их применяли композиторы-классики Феликс Мендельсон, Никколо Паганини и другие. Но это, пожалуй, исключение, если речь не идёт о современных композициях и миксах на основе их.

В большей степени, нежели на классической скрипке, игра на скрипке в традиционной манере характеризуется огромным разнообразием этнических или народных традиций, каждая из которых имеет свой собственный характерный звук.

Европа

  • Музыка Австрии
  • Музыка Франции, включающая старую традицию Коррез и возрождённую музыку Бретани
  • Музыка Венгрии
  • Музыка Италии
  • Клезмер — традиционная народная музыка восточноевропейских евреев и особенный стиль её исполнения.
  • Музыка Польши
  • Музыка Португалии и Азорских островов
  • Музыка Румынии

Великобритания

  • Английская народная музыка, включая:
    • Стиль региона Нортумбрия (англ. Music of Northumbria) и её скрипичная традиция, которой включает «поддержку», импровизированную партию, сыгранную вторым скрипачом.
  • Шотландская скрипичная традиция (Scottish fiddling), включая:
    • Традицию Шетландских островов — скрипичная традиция, которой включает в себя мелодии сказочной традиции «trowie». Мелодии изустно пришедшие из мифологии о маленьком народе. Стиль характеризован «звоном струн» и синкопированными ритмами.
    • Традицию Лоулэнд или Скотс, с сильным влиянием барочной скрипичной техники со стаккато и техникой смычка под названием scots snap или ломбардский ритм, вместе с использованием двойных нот (double stops).
    • Традицию региона Скоттиш-Бордерс c репертуаром из хорнпайпов и большим использованием двойных нот.
    • Традицию Хайленд или Шотландского высокогорья, с большим влиянием различных орнаментаций и миксолидийской гаммы, использованной в строе шотландской волынки, а также более гладкой смычковой техники, нежели другие шотландские скрипичные стили и свингованный ритм в размере 6/8 в джигах.
    • Традицию Оркнейских островов с более простым использованием смычковой техники и орнаментации, но с мелодиями, использующими альтерацию.
  • Валлийская скрипичная традиция (Welsh Ffidil; см. также Ar Log), недавно возрожденная традиция.

Ирландия

  • Ирландская народная музыка, скрипичная традиция которой включает:
    • Донегольский стиль с северо-запада провинции Ольстер, с характерными мазурками и влиянием шотландского репертуара, включая танцы Страспей и Хайлэнд флинг. Скрипачи, как правило играют быстро и широко используют стаккато и иногда в игре используют басовую линию, когда второй скрипач может играть мелодию октавой ниже.
    • Слайго стиль из северной провинции Коннахт, как и в донегольской манере мелодии играются быстро, но с характерной упругой манерой в смычковой технике.
    • Голуэй стиль из южной провинции Коннахт, который медленней, чем Слайго или Донегол с более увесистыми акцентами на орнаментации. Кроме того, мелодии иногда играются в тональностях Ми бемоль и Си бемоль, чтобы соответствовать тональностям различных духовых инструментов.
    • Стиль Клэр из северной провинции Манстер, который, как правило, играется немного медленнее, чем Голвэй по темпу, но большой акцент на самой мелодии, а не на орнаментации.
    • Стиль Шлив Лухра с юго-запада провинции Манстер, характеризован уникальным репертуаром полек и слайдов, а также использованием двойных нот и бурдонов, а также игра мелодии в две октавы.

Скандинавия

  • Шведская скрипичная традиция (включая игру на Låtfiol; см. также Spelmanslag и Gammaldans), включая традиции из провинций:
    • Емтланд
    • Даларна
  • Норвежская скрипичная традиция (включая хардингфеле; см. также Bygdedans и Gammaldans), включая традиции из провинций:
    • Рёрус и Нур-Норге, обе используют обычную скрипку.
    • Финскоген, используют стандартную скрипку, но с участием некоторых бемолей под влиянием финской народной музыки.
    • Восс и Телемарк, обе традиции используют хардингфеле.
    • Сетесдаль, которая использует как обычную скрипку, так и хардингфеле.
  • Финская скрипичная традиция, включает региональные стили:
    • Каустинен
    • Остроботния, огромное влияние шведской музыки

Молдавия, Белоруссия, Украина

В Молдавии скрипка (иногда называемая лэута) самый популярный народный инструмент. Часто используется в ансамбле с цимбалами. В Белоруссии и на Украине скрипка используется в составе ансамбля троисти музыки. Там же существует басовая разновидность народной скрипки — басоля.

Россия, Мордовия

Скрипка появилась в России в XV—XVI веке. Использование скрипки в народном быту было отмечено в некоторых регионах России: Смоленская, Псковская, Тверская, Брянская, Воронежская, Иркутская область. Первые народные русские скрипки были трёхструнными. В Курской области музыканты играли на обычной скрипке, но использовали только первые три струны (без баска) с квинтовым строем C1 G1 D2. Возможно это связано с традицией исполнительства на трёхструнном гудке.

В Мордовии бытовала скрепка — инструмент овальной формы с плоскими деками и тремя струнами из кишок или конского волоса (см. Гудок). Сейчас её заменила европейская скрипка.

Северная Америка

Американская скрипичная традиция — широкая категория, включающая традиционные и современные стили.

Традиционная музыка

  • скрипичная традиция в стиле блюз;
  • скрипичная традиция каджун и зайдеко;
  • скрипичная традиция олд-тайм, включает:
    • аппалачская скрипичная традиция, наиболее известный стиль сегодня, с использованием большого количества бурдонов и двойных нот, а также синкопированных смычковых рисунков;
    • средне-западная скрипичная традиция, с большим влиянием скандинавской музыки;
    • озаркская скрипичная традиция, в сравнении с аппалачской музыкой — более быстрая и четкая смычковая техника;
    • техасская скрипичная традиция, под влиянием мексиканской скрипичной традиции и акцент на соревновательной игре;
    • стиль Новой Англии с большим влиянием квебекского и британского репертуара;
    • тихоокеанская северо-западная скрипичная традиция, с влиянием двух стилей — озарка и средне-Западного, хотя и с сильным акцентом на соревновательной игре, как в Техасском.
  • традиция тохоно-оодхам — стиль американских индейцев с большим влиянием мексиканской скрипичной традиции.

Современная

  • скрипичная традиция в музыке блюграсс или блюграсс-фиддлинг;
  • скрипичная традиция в музыке кантри;
  • стиль вестерн-свинг.
  • канадская скрипичная традиция, включающая в себя:
    • скрипичная традиция острова Кейп-Бретон, с большим шотландским влиянием;
    • Франко-канадский стиль включающий «кривые мелодии», то есть мелодии с нерегулярным ритмом;
    • скрипичная традиция метисов, в центральной и западной Канаде под сильным влиянием французской Канады, но даже с большим использованием «кривых мелодий»;
    • скрипичная традиция региона Ньюфаундленд и Лабрадор;
    • стиль региона Приморские провинции, франкоканадский или нижневосточный. Стиль, который имеет много общего с кейп-бретонским стилем;
    • англо-канадская скрипичная традиция.

Латинская Америка

  • Форро, тип музыки из Бразилии, включая традицию игры на рабеке
  • Мексиканская скрипичная традиция, включающая Мариачи, Уапанаго, Сон уастеко и Сон калентано
  • Перуанская скрипка

Другие регионы

  • Скрипичная традиция Морна из Кабо-Верде.
  • Классическая индийская музыка традиции карнатака.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: