Сильва (фильм, 1944)

07.01.2023

«Сильва» — советский полнометражный чёрно-белый художественный фильм, поставленный на Свердловской киностудии в 1944 году режиссёром Александром Ивановским по одноимённой оперетте Имре Кальмана.

Премьера фильма в СССР состоялась: 13 ноября 1944 года в Свердловске, в феврале 1945 года в Москве.

Сюжет

Сильва Вареску даёт прощальный спектакль перед намечающимися гастролями в Америке, на который опаздывает её возлюбленный Эдвин.

Появившемуся в варьете Эдвину Бонни вручает срочную телеграмму. В сообщении родители князя требуют всяческого прекращения связи своего сына с певицей и немедленного возвращения домой.

Не получив ответа от Эдвина, князь заботится о переводе сына в другой полк. Тот, в свою очередь решается и делает предложение Сильве. Обручение происходит прямо в варьете. Но сразу же после торжественной церемонии возлюбленные расстаются.

Бонни демонстрирует Сильве приглашение на помолвку Эдвина и Стасси, тем самым тяжело ранив её сердце. Чтобы отвлечь от грустных мыслей, Бонни пытается образумить Сильву и уговаривает не отказываться от американских гастролей.

Стасси демонстрирует Эдвину приглашения на их будущую свадьбу, дату которой Эдвин пытается перенести.

На торжество в доме князя Воляпюк под именем графини Бонислау появляется Сильва в сопровождении Бонни. Бонни влюбляется в Стасси. Сильва и Эдвин возобновляют свои отношения, и Эдвин срывает запланированную помолвку. Князь возмущён открывшемся обманом, и вечер завершается скандалом.

Варьете «Орфеум» становится местом финальной развязки истории. Князь Воляпюк узнаёт, что женат на бывшей шансонетке по прозвищу «Соловей». Бонни подталкивает Сильву признаться в любви Эдвину, как раз в тот момент, когда сам Эдвин появляется в комнате.

В ролях

  • Зоя Смирнова-Немирович — Сильва Вареску, певица варьете «Орфеум»
  • Нияз Даутов — Эдвин Воляпюк, князь
  • Маргарита Сакалис — Стасси, племянница князя Воляпюк
  • Сергей Мартинсон — Бони, граф Бонислау
  • Сергей Дыбчо — Леопольд Воляпюк, князь, отец Эдвина
  • Нина Динтан — Юлианна Воляпюк, княгиня, мать Эдвина
  • Георгий Кугушев — Ферри
  • Владимир Таскин — Ронс Воляпюк, князь
  • Александра Корвет — камеристка
  • Александр Матковский — помощник режиссёра варьете

Съёмочная группа

  • Авторы сценария:
    • Михаил Долгополов (в титрах не указан)
    • Григорий Ярон (в титрах не указан)
  • Режиссёр: лауреат Сталинской премии Александр Ивановский
  • Оператор: Жозеф Мартов
  • 2-е режиссёры:
    • Павел Боголюбов
    • А. Ивановский
  • Звукооператор: А. Коробов
  • Музоформление: Валентин Белиц
  • Художники:
    • народный художник Владимир Егоров
    • Игорь Вускович
  • 2-е художнники:
    • В. Крылов
    • В. Зачиняев
    • Д. Соколовский
  • Ассистенты режиссёра:
    • Ф. Барбухатти
    • Анатолий Граник
    • Тамара Родионова
  • Ассистенты оператора:
    • М. Богаткова
    • М. Ильин
  • Монтажёр: Е. Радионова
  • Грим: П. Федоренко
  • Балетмейстер: Владимир Канонович (в титрах не указан)
  • Директор картинны: Д. Ямпольский

Факты

  • Фильм «Сильва» стал первой полнометражной игровой картиной, снятой на Свердловской киностудии
  • Фильм «Сильва» стал первой советской экранизацией оперетты Имре Кальмана
  • Для актрисы московского музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко Зои Смирновой-Немирович роль Сильвы стала первой и единственной её киноработой.

Критика

Руководитель советской кинематографии тех лет И. Г. Большаков утверждал, что «неудача фильма произошла прежде всего от неправильной режиссёрской трактовки вещи». Он писал: «…фильм получился недостаточно динамичным, не чувствовалось в нём живости и искрящейся весёлости оперетты».

Кинокритик Ростислав Юренев называл экранизацию скверной и плохой. Он писал, что «режиссёр омрачил свой творческий путь плохой экранизацией „Сильвы“». Юренев считал: «Исполнение большинства ролей в этом фильме было традиционным, причем излишняя лёгкость и развязность многих актёров заставляли вспоминать традиции не столичной, а старой провинциальной оперетты. Исключение составляло лишь пение Смирновой-Немирович, музыкально грамотное и иногда освещённое чувством, а также исполнение роли Бони Сергеем Мартинсоном». По его оценке, «кинематографическое решение … большинства сцен было чрезвычайно неудачным».

Критик утверждал: «Появившаяся в самом конце войны „Сильва“ ясно показала, что в наше искусство проникают буржуазные влияния, о которых предупреждала „Правда“».

Киновед Александр Фёдоров писал по поводу подобных рецензий, что «массовая аудитория никогда не прислушивалась к мнениям киноведов и кинокритиков, поэтому „Сильва“ и сегодня востребована зрителями».

Доктор культурологии Наталья Кириллова высоко оценивала фильм: «Фильм „Сильва“, ставший визитной карточкой Свердловской киностудии, уже киноклассика. Его экранному успеху немало способствовали и актёрские работы».



Имя:*
E-Mail:
Комментарий: