Русское узорочье


Русское узорочье (московское узорочье) — архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке на территории Русского государства, характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта.

История

Однозначного мнения насчёт происхождения стиля не существует. Противоположны точки зрения на временную связь церковной и гражданской форм. Одни исследователи находят в русском узорочье черты «обмирщения» и указывают на заимствования из гражданского зодчества (сомкнутые своды, карнизы, наличники, филированные пояски). Другие придерживаются мнения о первичности для данного стиля его церковной формы. Изобрели распространённые и хорошо известные нам сейчас подиры.

Распространено мнение о связи русского узорочья с европейским поздним ренессансом и маньеризмом.

В развитии стиля выделяют два этапа: ранний (стиль Алексея Михайловича) и поздний (стиль Фёдора Алексеевича).

Своеобразным манифестом нового стиля стала московская церковь Троицы в Никитниках (1630–1650-е гг.), которая стала примером для подражаний в других городах Московского государства.

Начиная с 1680-х годов русское узорочье эволюционно вытесняется русским барокко. Иногда эти понятия смешиваются или ошибочно взаимозаменяются

В XIX веке русское узорочье — источник цитат и объект имитаций для архитектуры эклектики и историзма.

В начале XX века — один из основных источников вдохновения для архитектуры модерна.

Основные характеристики

Композиция

На протяжении всего периода своего существования русское узорочье претерпевает значительную эволюцию. Для первой половины XVII века типична сложная пространственная композиция. Типичные каменные строения этого периода — бесстолпные храмы с сомкнутым сводом, на высоком подклете, с трапезной, приделами и колокольней. Они обычно имеют пять глав, главки над приделами, шатры над крыльцами и колокольней, ярусы кокошников поверх сводов. Композиция утрачивает монументальную ясность.

Наос в плане имеет поперечную ориентацию, таким образом увеличивается степень индивидуального в молении и литургии.

Для второй половины XVII века больше характерны ясные и уравновешенные, нередко симметричные, композиции. При этом декор фасадов становится также более уравновешенным, его размещение на фасадах подчинено ордеру.

Кровли

Шатровые завершения храмов, колоколен и покрытие крылец. Два или три шатра у таких храмов как правило не имели конструктивного значения, а являлись декоративным элементом. Сходными по архитектурному решению памятниками являются церковь Введения Спасо-Преображенского Воротынского монастыря, Успенская церковь Благовещенского монастыря в Нижнем Новгороде и другие.

Барабаны пятиглавия обычно были глухими, также как и шатры, являясь декоративным элементом (в отличие от световых барабанов).

Бочкообразные кровли.

Крыльцо

Шатровое покрытие. Ползучее крыльцо. Гирьки.

Декор

Резные наличники окон (в том числе в виде кокошников), многоярусные кокошники по сводам, карнизы в виде «петушиных гребешков», витые столбики, полуколонки. Интерьер: богатый цветной растительный орнамент стен и сводов.

Площадь декора на стенах очень велика. Колонки, ширинки, карнизы, наличники, изразцы.

Примеры

  • Теремной дворец в Московском Кремле.
  • Церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649—1652 годы, Москва). Вытянутый с севера на юг четверик увенчан тремя шатрами; кубообразный придел Неопалимой купины покрывает горка кокошников с шатриком на барабане, между ними — двухъярусная шатровая колокольня. Помещение церкви и Неопалимовского придела перекрыты сомкнутыми сводами. В конце XVII века пристроена одностолпная трапезная и шатровое крыльцо. Наследуя некоторые черты архитектуры XVI века, церковь является одним из ярких примеров узорочья в Москве
  • Церковь Троицы в Никитниках (1628—1653 годы, Москва)
  • Церковь Ильи Пророка на Воронцовом поле (1654 год, Москва)
  • Церковь Знамения за Петровскими воротами (1680 год, Москва). Двухсветный куб основного помещения церкви покрыт двумя рядами кокошников, завершён пятью глухими главами; с запада соединён с трапезной и шатровой колокольней. С северной стороны к трапезной примыкает Климентовский придел, изначально также пятиглавый. Декор фасадов включает карнизы, килевидные кокошники и полуколонки. Яркий пример узорочья третьей четверти XVII века.
  • Храм Николая Чудотворца в Хамовниках
  • Церковь Одигитрии в Вязьме
  • Спасский собор (Нижний Новгород)
  • Церковь Константина и Елены (Вологда) (около 1690 года). В конце XVII века в архитектуру Вологды ещё не вошло русское барокко, а дух узорочья ещё не угас. Двухсветный куб основного холодного храма стоит на подклете, который служит помещением для тёплой церкви. Общий план и силуэт здания практически симметричен за счёт равных по размеру прямоугольной алтарной части и трапезной. Шатровая колокольня, примыкающая к трапезной, состоит из трёх ярусов-восьмериков. Декор типичен для узорочья — кокошники, полуколонки (простые и строенные), слуховые окна шатра колокольни, расписной перспективный портал верхней церкви, шатровое в прошлом крыльцо с колоннами-бочками, гирьками и ползучей аркой.
  • Теремной дворец

  • Церковь Рождества Богородицы в Путинках, фото конца XIX века
  • Церковь Рождества Богородицы в Путинках, рисунок Сергея Соловьёва, 1890-е годы
  • Церковь Троицы в Никитниках (1628—1653 годы, Москва)

  • Церковь Константина и Елены, Вологда. Фото не позднее 1907 года



Имя:*
E-Mail:
Комментарий: