Бровин, Константин Петрович

05.02.2021

Константин Петрович Бровин (19 февраля 1913, Москва — 15 апреля 1991, Москва) — советский кинооператор и сценарист, фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1988).

Биография

Родился 6 (19) февраля 1913 года в Москве. В 1934–1935 годах работал техником в тресте Радиострой Наркомата связи СССР. После окончания операторского факультета ВГИКа в 1939 году работал «Мосфильме» ассистентом оператора. Был призван в Красную армию в августе 1940 года, служил до апреля 1942 года. С июня того же года — в киногруппе Карельского фронта в качестве фронтового кинооператора, звание — старший техник-лейтенант. Со второго полугодия 1943 года — в киногруппе 1-го Украинского фронта, а затем и Забайкальского фронта.

После окончания войны с ноября 1945 вновь на «Мосфильме» — ассистент оператора, затем второй оператор (1947). В период 1953—1955 годов — оператор-постановщик на Ташкентской студии художественных фильмов. По возвращении — оператор-постановщик «Мосфильма», где проработал до марта 1978 года.

Член ВКП(б) с 1942 года, член Союза кинематографистов СССР с 1958 года.

Скончался 15 апреля 1991 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Сотрудничество с Гайдаем

По мнению Саавы Кулиша, Бровин был «одним из лучших операторов», работавших в картинах Леонида Гайдая. Их сотрудничество началось в 1960 году, когда Гайдай принёс Ивану Пырьеву, возглавлявшему созданное на «Мосфильме» творческое объединение «Луч», сценарий короткометражной комедии «Пёс Барбос и необычный кросс». Пырьев не до конца понял идею и структуру десятиминутного фильма, однако не стал возражать против постановки и направил в киногруппу фильма «Пёс Барбос» довольно опытного оператора Константина Бровина. Сценарий следующей короткометражки — «Самогонщики» — Гайдай писал в соавторстве с Бровиным. Кинокритик Марк Зак так описывал его работу в фильме «Деловые люди»: «‎Большая часть киноновеллы отлично снята оператором Бровиным в манере заправского „вестерна“ с обязательным для этого жанра джентльменским набором — взорванный сейф, скачки, дуло кольта во весь экран».

Коллеги и актёры, снимавшиеся в фильмах Гайдая, весьма благожелательно оценивали работу его кинооператора. Так, Юрий Никулин писал о Бровине как о человеке, который не только хорошо знал свой участок работы, но и создавал позитивную атмосферу на съёмочной площадке. Во время обсуждения отснятых материалов к другой комедии — «Операция „Ы“» — редактор объединения «Луч» Владимир Леонов заметил: «Очень интересна работа оператора. Световое решение во многом тактично и изящно. Мне кажется, что Бровин заметно творчески вырос в этой работе». По воспоминаниям Натальи Варлей, ещё до начала съёмок «Кавказской пленницы» Гайдай и Бровин расписали картину не только по кадрам, но и по мизансценам, обозначив на каждом рисунке все ракурсы — вплоть до направления взгляда персонажа. После «Кавказской пленницы» творческое сотрудничество Гайдая и Бровина прекратилось.

Фильмография

  • 1945 — Берлин
  • 1945 — Александр Покрышкин
  • 1945 — Победа за Вислой
  • 1945 — В Верхней Силезии
  • 1953 — Нахлебник
  • 1954 — Новоселье
  • 1956 — Обыкновенный человек
  • 1957 — Легенда о ледяном сердце
  • 1958 — Матрос с «Кометы»
  • 1959 — Неподдающиеся
  • 1960 — Мёртвые души
  • 1961 — Пёс Барбос и необычный кросс; Совершенно серьёзно; Самогонщики — сценарист
  • 1962 — Деловые люди
  • 1963 — Большой фитиль
  • 1964 — Я — Берёза
  • 1965 — Операция «Ы» и другие приключения Шурика
  • 1966 — Кавказская пленница, или новые приключения Шурика
  • 1971 — Комитет девятнадцати

Награды

  • два ордена Отечественной войны II степени (14.4.1945; 6.11.1985)
  • медали
  • заслуженный деятель искусств РСФСР (1988)